Длиннющая РП-11В две недели назад совершила пару довольно зрелищных полетов. Причиной «неудовлетворенности» явилось недостаточно крепкое крепление «отбрасываемой головной части» — при больших скоростях «голову сносило» раньше времени… Для новых стартов пришлось ракету переделать…
Новая РП-11Г существенно уменьшилась в размерах — длина(высота) сократилась до 590 мм, а масса (с двигателем БРДП20-125) — до 390 грамм.
«Фишки» полета обновленной ракеты следующие:
- Двигатель — проверенный БРДП20-125 с двумя петардами, длина фитиля уменьшена до 8 мм (с 11-ти);
- Тот же красивый парашют красного цвета с прочными стропами;
- Высотомер на Arduino Pro mini без радиопередатчика — с питанием от маленького невесомого LiPo аккумулятора;
- Новый старый обтекатель от РП-8, где можно разместить только высотомер.
В очередном старте РП-11Г использовался небольшой (уже проверенный) безсопловый двигатель БРДП20-125. В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.
Корпус двигателя — бумажная трубка на конторском клее длиной 160мм (M) и диаметром 20мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный тем же клеем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 125мм (l).
После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард. Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Сверху клей придавливается еще одним картонным диском. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…
Масса двигателя с топливом 93 грамма (масса топлива 81 грамм). РП-11Г имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БРДП20-125 удлинен отрезком трубки длиной 50мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены бумажной лентой (намотана поверх) и скотчем.
В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами (втулки от скотча). Внешний диаметр колец позволяет их плотно устанавливать внутри трубы 40мм.
Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива. В этом старте использовал медный провод 0,8 мм для подвода тока к нихромовой проволоке — надеюсь конструкция станет «вечной».
Парашют тот же, что в предыдущих полетах, размещается во внутреннем пространстве ракеты.
Высотомер выполнен на базе Arduino Pro mini и датчика давления BMP280. Питание от литиевого аккумулятора 150 мА*час. Основательно разряжен — 3,6 В — маловато для пятивольтовой ардуины и несколько завышено для трехвольтового ВМР280. Но — это удачный компромисс — обе платы нормально работают.
Модуль дополнен звуковым излучателем — очень удобно на старте отслеживать режим работы, а при поиске — легко найти устройство в траве по звуку.
18 ноября 2017 года. Суббота. Мрачный, с тучами день. Периодически появляется солнце и просветы, но они очень коротки и «попасть» в них не удалось. Температура — немного выше нуля. Ветра практически нет. Пуск состоялся в 13:30.
Видео полета привожу полностью — падение хоть и далеко, но если приглядеться — видно.
Как все происходило: включил высотомер, установил его в обтекатель и поставил его на ракету.
Двигатель, запущенный с системы дистанционного управления завелся хорошо. Ракета бодро ушла с направляющей. Практически вертикально поднялась вверх. Почти скрылась из глаз. Раздался звук взрыва петард. Появилась точка парашюта. Болтающаяся под куполом ракета долго опускалась. Ракета спокойно приземлилась на парашюте довольно далеко — более 100 м от места старта.
Двигатель от взрыва выехал из корпуса — на фото хорошо видно.
Поиск. Ракету искать пришлось не долго. Раскрытый парашют с ракетой было видно издалека. «Пищалка» звучала и ее было хорошо слышно! Ракета получила легкое повреждение — отвалился один стабилизатор.
Позднее благополучно прочитал данные регистрации. В памяти уложился почти весь полет, только «хвост» падения остановился на 50-ти метрах высоты.
Двенадцатый старт РП-11Г. Результаты.
Дата: 18 ноября 2017
Время: 13:30
Максимальная высота 359 м (320 м на гладком участке) на 3,5 секунде полета.
Максимальная скорость 870 км/час на 0,8 сек (окончание работы двигателя) при этом высота была 121 м.
Скорость снижения 20 км/час.
Напряжение питания на старте 3,726В.
напряжение питания в конце регистрации 3,689В.
Температура на старте +10,5 (по данным BMP280), на улице было +3;
в конце регистрации +9,7.
Давление на старте 100427 Па.
Высота в метрах — синий; скорость в км/час — сиреневый.
Временные отсчеты работы двигателя и системы спасения:
- начало горения — отсчет 0
- начало движения — через 0,4 с
- конец работы двигателя — через 1,3 с от начала горения, 0,9 с — от начала движения
- выброс парашюта — через 4,1 с от начала горения, 2,8 с от окончания работы двигателя
ИТОГ: Полет вполне получился — третий результат по высоте. Выброс парашюта сработал задолго до достижения максимальной высоты — вполне секунд 8-10 ракета могла еще подниматься по инерции…