Традиционно, для извлечения парашюта в системе спасения используется отстрел головного обтекателя… Подумалось: а почему бы вместо «головы» не «выбросить»… двигатель, а за ним и… парашют!
Для проверки такой схемы планировалось использовать сделанную «на скорую руку» ракету РП-8… Но… во втором своем полете она… не вернулась на землю 🙁 либо вернулась, но тщательно это замаскировала…
Пришлось потратить пару часов на изготовление подобия РП-8 — ракеты РП-9! Но и она — улетела неизвестно куда…
Поэтому и была сделана ракета РП-11.
В основе ракеты пластиковая труба диаметром 40 мм. Обтекатель выполнен традиционным методом «Корона». Обтекатель не съемный, т.к. ракета создавалась для проверки «заднего» метода спасения. Стабилизаторы (3 шт) сделаны из стеклотекстолита — как у РП-7. Крепятся к корпусу термоклеем, предварительно в корпусе делаются пазы примерно так как описано тут.
Ракета вышла длиннее, чем РП-9 — 700 мм. Масса ракеты без двигателя — 235 г.
Размеры ракеты приведены на схеме:
В РП-11 используется «задний» метод спасения (вариант 2), основанный на выбросе двигателя резинкой (рогатка).
Рогатка выброса двигателя располагается под нижним направляющим винтом. Проклеенная бумажная глухая трубка — гильза, в которой помещается верхняя часть двигателя крепится резинкой к корпусу ракеты. При выгорании топлива высвобождается проволочный крюк, удерживающий двигатель в корпусе ракеты. Резинка выстреливает двигатель вместе с намотанным на него парашютом…
Бессопловый двигатель БРДП20-85к с вплавленным крючком был использован в первом полете РП-11:
тут: справа картонная заглушка; желтый — топливо (карамель); черный — проволочный крючок вплавленный в топливо (размер крючка позволяет зацепить его за винт в корпусе ракеты).
По идее: после выгорания топлива (желтый), высвобождается крюк и … двигатель уже ничем не удерживается в ракете…
Парашют (8 — зеленый) вместе с двигателем(2) и гильзой (1) для его установки «выстреливаются» из корпуса ракеты при высвобождении крючка(6) после выгорания топлива двигателя. Резинка (3) выполняет роль рогатки. Резинка закреплена в корпусе. Парашют (8) вторым концом закреплен на корпусе двигателя или ракеты.
В реальном полете 8 — это вытяжной парашют, который вытягивает больший по размерам, основной парашют, располагаемый над винтом 5
РП-11А
После «невнятных» трех полетов РП-11, решил модифицировать ракету. Причиной этого, прежде всего, являлась очень невысокая устойчивость ракеты — тяжелый «зад» и легкий «нос». Вторая причина — «бестолковая» система спасения: вроде бы срабатывает, но места для парашюта почти нет…
В результате — распилил ракету в соотношении 25/45 (нос/зад). В носовой части — установлен высотомер. Парашют и вышибной заряд — в нижней (задней) части.
В качестве вышибного заряда проверена обычная петарда: крепим прямо на заглушку двигателя, нить запала просунута в отверстие в двигателе.
В РП-11А используется классическая система спасения …
РП-11В
В девятом старте от корпуса РП-11Б мало что осталось:
В новой ракете от старой использованы обтекатель, верхняя часть корпуса и стабилизаторы.
Новый корпус (двигательный отсек) сделан из пластиковой трубы 40 мм. Длина отсека 455 мм. Стыковка корпуса с отрезком верхней части от старой ракеты сделана трубкой меньшего диаметра (из 40 мм трубы вырезан сектор 15 мм).
Для системы спасения сделан новый парашют со стороной 20 см. Материал — подкладочная ткань красного цвета.
Масса ракеты (без двигателя и видеокамеры) — 350 грамм. Общая длина ракеты — 835 мм. Система спасения — классическая.
РП-11Г
Еще одна модификация РП-11. В отличие от РП-11В, вместо двух «надставок» использован один обтекатель от «вконец разбитой» РП-8.
В итоге длина(высота) ракеты сократилась до 58 см. Масса на 90 грамм меньше чем у РП-11В и составляет (без двигателя и видеокамеры) — 260 грамм.
В простой обтекатель камера уже не помещается, но высотомер на Arduino Pro mini и BMP280 в него умещается, что позволяет отследить высоту полета.
В первом же старте ракета улетела выше 350 м.
Записи, сделанные бортовой камерой в полетах РП-11