Как бы высоко модель ракеты не взлетела, ей предстоит падение и встреча с землей. Если не предпринять мер по снижению скорости соприкосновения с планетой, то потери неизбежны…
Как правило, для замедления снижения используется парашют.
Интерес представляет устройство механизма выброса парашюта. Обычно используется пиротехническая система. В корпусе ракеты создается избыточное давление, приводящее к «разлому» корпуса и высвобождению из него парашюта.
Классический вариант: в верхней части двигателя размещают «вышибной заряд» из пороха. Как только двигатель вырабатывает все топливо, взрывается порох и… все как описано выше.
Решил повторить классическую схему, т.к. для «мелких» ракет это самый оптимальный вариант.
Конструкция двигателя показана на рисунке (в тестовом варианте критичными для эксперимента были только указанные на рисунке размеры):
В левой части — обычная топливная карамель (желтый). В правой своей части нет канала — на этом участке карамель горит с целью создания дымового следа («глухой» конец). Учитывая скорость горения карамели около 2-3 мм/сек — это еще и «замедлитель», отодвигающий момент взрыва «вышибного заряда».
Как правило, время работы двигателя — около 2х секунд, потом еще 7-8 секунд ракета поднимается по инерции вверх. Вот эти секунды и позволяет получить «глухая часть топлива».
В топливо вплавлен «фитиль» (на рисунке — синим). По нему огонь добирается через деревянную заглушку (розово-коричневый цвет) до пороха (серый цвет)… Чтобы порох не высыпался, он прижат/закрыт ватным тампоном (голубой цвет).
Схема системы спасения «классик» изображена на рисунке…
Парашют(9) вместе с обтекателем(7) «выстреливается» из корпуса ракеты(1). Все подвижные детали удерживаются вместе резинкой(6), которая закреплена в корпусе(1) винтом М5(5). Он же является верхним, удерживающим ракету на пусковой направляющей, устройством.
Пламягаситель (4) выполнен из проволочной мочалки для мытья посуды.
Видеозапись теста системы — ниже…
Вроде бы все сработало как надо! Но осмотр поверхности ракеты показал небольшую деформацию корпуса в зоне пламягасителя,При внимательном просмотре записи с ближней камеры видно сильное пламя внутри корпуса ракеты (в зоне техотверстия), прогорел скотч, закрывающий отверстие.
Но пламягаситель свою роль прекрасно выполнил — парашют не поврежден (то что он не выпрыгнул — виновата укладка — исправим…), резинка-амортизатор — тоже. Состояние двигательного отсека — удовлетворительное:
Верхняя часть двигателя после теста:
Задержка при длине «глухого участка топлива в двигателе 17 мм составляет около 10 секунд — как раз то что надо!
Вывод: система работоспособна, но требует термозащиты внутри корпуса на участке двигатель — пламягаситель.