Как РП-11Б идеально взлетела в седьмом старте

Довольно крупная РП-11Б несколько месяцев «простояла в уголке» пока я «развлекался» с маленькими моторчиками из стреляных гильз. После серии неудачных стартов РП-12 и потери РП-9, вернулся к более солидным проектам… 

Новые «фишки» полета следующие:

  • Двигатель БРДП20-110 с петардами;
  • Парашют новый;
  • Высотомер на Arduino Pro mini с радиопередатчиком.

В очередном (по счету — это седьмой) старте РП-11Б испытывался небольшой безсопловый двигатель БРДП20-110. В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы петарды.

Корпус двигателя — бумажная трубка на конторском клее длиной (M) 130мм и диаметром (D) 20мм. Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный тем же клеем. Канал (d) в топливе делается шпилькой диаметром 6мм, обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала (l) — 110мм.

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива) 11мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард. Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Сверху клей придавливается еще одним картонным диском. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

РП-11Б имеет отсек для установки двигателя длиной (L) 200мм. Поэтому БРДП20-110 удлинен отрезком трубки длиной 75мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены бумажной лентой (намотана поверх) и скотчем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами (втулки от скотча). Внешний диаметр колец позволяет их плотно устанавливать внутри трубы 40мм.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.


В предыдущих стартах РП-11 использовались «невзрачные» парашюты. Причина этого — небольшое пространство над винтом верхней направляющей в корпусе ракеты. В седьмом старте была изменена конструкция крепления верхнего направляющего винта — использован короткий винт М5х10 с потайной головкой. Таким образом все внутренне пространство ракеты освободилось для размещения парашюта и «пыжа».

Был использован шестигранный парашют из подкладочной ткани. Длина стороны — 18см.

Стропы — капроновые нитки длиной 70-80см. Стропы крепятся к резиновому амортизатору обычным узлом.


Высотомер выполнен на базе Arduino Pro mini и датчика давления BMP280. Питание 3,5В — маловато для пятивольтовой ардуины и несколько завышено для трехвольтового ВМР280. Но — это удачный компромисс — обе платы нормально работают. Стабилизатор напряжения выполнен на 1117А  (560 Ом и 1 кОм).

Питается электроника от 6F22 (9В). Напряжение с нее подается прямо на модуль радиопередатчика 433МГц системы обнаружения. Модуль дополнен звуковым излучателем — очень удобно на старте отслеживать режим работы, а при поиске — легко найти устройство в траве по звуку.


Масса собранной ракеты составила 360 грамм. Общая длина РП-11Б 665 мм.


14 октября 2017 года. Суббота. Дождливый октябрь. Дождался «сухой» паузы. Температура — около +10. Ветра практически нет. Пуск состоялся в 15:00.

Видео полета

Как все проходило: Двигатель завелся хорошо. Ракета бодро ушла с направляющей. Практически вертикально поднялась вверх и почти скрылась из глаз. По звуку было слышно как взорвались обе петарды. Вертикальный дымный след искривился. Стало видно парашют. Ракета медленно спускалась. Легкий ветерок стал ее сносить к востоку (вправо от старта). У земли чуть-чуть не задела провода высоковольтной.

Поиск. Радиоприемник не понадобился. На ракету вышел почти сразу по направлению. Раскрытый парашют было видно издалека. «Пищалка» звучала (но искать ракету по такой громкости не реально — надо выйти примерно на пятиметровое расстояние, чтоб что-то услышать)! Ракета цела, повреждений нет. От разрыва петард ничего не пострадало, а пыж даже в корпусе остался!

Позднее благополучно прочитал данные регистрации (высота (синий) — в метрах, скорость (сиреневый) — в км/час). Ниже — сводка некоторых данных, полученных в результате обработки сведений с регистратора.

Седьмой старт РП-11Б. Результаты.
Дата: 14 октября 2017
Время: 15:00

Максимальная высота: 172м
Максимальная скорость: 400 км/час
Скорость снижения: 20 км/час
Длительность полета до максимума: 4,2 сек
Длительность падения: 27 сек
Удаление точки падения от старта: 94 м

Время работы двигателя: 1 сек (на активном участке, без учета «розжига»); 1,6 сек от момента «поджига».
Скорость к моменту окончания работы двигателя: 400 км/час.
Высота к моменту окончания работы двигателя: 61,3м.

Момент срабатывания петарды системы спасения: 3 сек с момента начала подъема (3,6 сек от поджига);
время с момента появления газов до начала движения (по видео): 0,6 сек.

ВАЖНО! Петарда сработала раньше чем был достигнут «потолок».
Теоретический расчет для точки 46 (2,8 сек с начала движения) — это последний отсчет перед петардой:
Скорость: 170,6 км/ч
Высота: 155,5 м
При таких параметрах время продолжения взлета по инерции должно быть еще: 4,8 сек (без учета сопр.воздуха).
За это время ракета должна была подняться еще на: 114,5 м (общая высота при этом составила бы : 270 м).
Реально время до максимума составило 1,2 сек; прирост высоты составил 16,5 м.

ИТОГ: Полет получился практически идеальным — все системы отработали на Отлично!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.