Чем отметилась модернизированная РП-11А в своем четвертом старте

После трех невзрачных полетов РП-11 больше месяца пролежала на полке. И вот, после появления хорошей идеи по использованию петард в качестве вышибного заряда классической системы спасения, решил проверить ее на модернизированной РП-11А.

Для четвертого полета РП-11А, использовал небольшой парашют (квадрат со стороной 18 см). В качестве «пыжа» использован ватный диск — он удачно вписался в 40 мм трубу корпуса ракеты.

Особенности четвертого запуска РП-11А:

  • Классическая система спасения с петардой, в качестве вышибного заряда;
  • В системе спасения только один небольшой парашют;
  • Барограф на базе Digispark и BMP280 с радиопередатчиком 433МГц; питание 9В.
  • Двигатель обычный бессопловый небольшой тяги с петардой.

Двигатель — БРДП20-85п — классический, неоднократно проверенный. Особенности: через картонную заглушку в глухую часть топлива вставлена нить запала петарды. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Масса двигателя — 60 г.

Собранная ракета с установленным двигателем (центрирующие кольца — это втулки от роликов неширокого скотча):

Для регистрации давления атмосферы удачно подошла конструкция из обычного Digispark-a (ATtiny-85) и Bosch-евского датчика BMP-280. Конструкция дополннена модулем передатчика 433МГц, питание — от 6F22 9V. Устройство получилось не очень легким — это пригодилось для повышения устойчивости ракеты (смещения центра тяжести к носу).

Масса снаряженной ракеты получилась 355 г — тяжеловато для БРДП20-85п.


Четвертый полет РП-11А состоялся в воскресенье 26 марта 2017 года. Раннее утро: идеально чистое небо, яркое солнце и ветра почти нет. Выпал легкий снежок, температура — слегка ниже 0. Пол-седьмого, по прогнозу — должен пойти снег — пожертвовал сном…

В итоге, полет получился таким как и ожидался. Ровно, но как бы нехотя, ракета ушла со старта. Ровненько пошла вверх. Судя по хлопку петарды, она взорвалась задолго до окончания выгорания глухого участка топлива двигателя. Головная часть четко отстрелилась, а вот парашют как-будто бы не раскрылся — так сложенным и падал. Ракета упала недалеко от места старта.

График полета можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий);скорость в км/час (сиреневый), дискрет времени — 200 мс):

(на 19,20,21-ом отсчете «затер» на графике выбросы от срабатывания петарды)

  • Высота полета — 63м;
  • Максимальная скорость — 210 км/час;
  • Скорость на спуске — 50 км/час;
  • Общее время полета — 9 сек.

Выводы: Двигатель явно маловат для ракеты. Естественно, высокого полета не вышло. Все системы сработали хорошо. Падение практически без парашюта не привело к отключению питания…