Подготовка к проверке новых двигателей от Дмитрия затянулась почти на два месяца…
Виной тому — проблемы с электроникой (никогда не думал, что скотч может вызывать проблемы с оборудованием) и погода.
После третьей попытки, старт все же состоялся 5 февраля 2023 года.
Ракета.
Для эксперимента использована ракета РП-36.
Внешне — сразу бросается в глаза «разрезанные» стабилизаторы.
Решил стабилизаторы напечатать на принтере. Учитывая размеры и время печати, посчитал целесообразным сделать их «разрезными» (как когда-то было сделано в РП-25). Получилось шесть деталей — примерно по 3 часа на каждую.
Крепление стабилизаторов к корпусу ракеты (все такая же труба ПВХ 50 мм) выполнено винтами М3.
В ракете использована система спасения с боковым выбросом: сервопривод открывает крышку парашютного отсека в нужный момент.
Блок электроники уже не раз летал. В его составе: контроллер на Arduino Pro mini, датчик давления BMP280, модуль GPS HT1818 (на самом деле там чуть ли не все навигационные системы задействованы) и радиопередатчик LoRa E19-433M20SC (20dBm, 433MHz). Регистрация давления производится в EEPROM контроллера с периодичностью 100мс.
Масса ракеты для третьего старта вместе с установленным двигателем составила 1133 г. Положение центра тяжести — 71 см от носа. Таким образом (если верить OpenRocket) запас устойчивости более 3D!
Двигатель.
Двигатель — это цель запуска. Новый топливный состав от Дмитрия давно планировался к проверке.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Двигатель немного короче отсекав ракете — пришлось сделать «надставку».
Параметры двигателя *APD30-2,5-T202 (SNAM-16TIPO) (от Дмитрия)
- Топливо — SNAM-16TIPO (58.(16AM).20.5.1), Р-1,858, УИ(35) – 193с.
- Мт – 166,5г. р-0,9985. Кн – 200-235. Кр- 7,0. Рс – 9,0.
- Lброн – 161мм. Dброн — 32,5мм.
- Мброн – 197,5г(+31) (ПВХ32/Маляр*1)
ТЗП –
- развертка Т-13 — 220*180мм (2 оборота, длина 180мм),
- развертка ЭК-0,2 – 120*180мм (1 оборот с нахлестом 15мм).
- (Т-13*3/СКТН/БК/Маляр*1)
- Lтзп — 169мм Dтзп – 34,5мм.
- Мтзп – 225,5г(+28)
- Мсоп/заг – 254г(+28,5)
- Мсферы — 262(+8)
Кокон —
Lo-109(18,2*6), Ll-177(13,6*13), угол-54,5, метки ф/l-18,2/13, nф-6, nl-13//
Масса полная – 288г (+26), КМС – 0,*** Ф – 36,5мм
Забегая вперед, масса двигателя после полета составила 119,7 г
Файл расчета — в конце страницы.
28 января 2023. Все готово к запуску. Вполне благоприятная погода. Вышел в поле.
Расставил камеры, забил в землю направляющую.
Видеозапись подготовки к запуску:
Однако при включении бортовой электроники не позволил сделать запуск
![]() |
![]() |
После включения, при инициализации SX1278 (модуль LoRa E19-433M20SC) выдавалась ошибка. Полчаса бился на старте — так и не удалось «побороть» электронику. Пришлось все разбирать и возвращаться домой.
В домашних условиях ошибка воспроизвелась. При разобранной ракете — все работает нормально… как только впихиваю БРЭО в трубу — ошибка!
В итоге, пришел к выводу, что виноват клеевой слой обычного скотча. При его касании выводов Arduino происходит сбой интерфейса SPI.
Исправную ракету было запускать поздно. Отложил запуск на воскресенье (следующий день). Однако и 29 января пришлось отложить старт — весь день шел снег и был ощутимый ветер при низкой облачности…
5 февраля 2023. Снова — воскресенье. И снова снег (как и всю предшествующую неделю). Утром чуть просветлело и я засобирался на старт. Выехал на лыжах в поле и… не увидел противоположного его края: что-то типа дымки или тумана… Пришлось вернуться.
А вот ближе к обеду развеялось, даже появились просветы. И солнышко показалось. Быстро собрался и на лыжах — в поле.
По сути — те же кадры, что и в январе. Земля, правда, существенно тверже — с трудом удалось закрепить направляющую.
![]() |
![]() |
Отошел подальше перед пуском:и… не сработало!
Для запуска использовал «фирменный» запал. Он хорошо срабатывает от литиевого аккумулятора. Поэтому в поле вышел с 18650, а не с 12В аккумулятором. Тест проходит, а при срабатывании реле — не зажигается. Попрыгал немного, вместо реле нажимал кнопку запуска руками (на фото — черная сумка). Не помогло. Сменил запал.
В итоге — пришлось подключать аккумулятор прямо к кабелю (без пускового устройства). На видео виден процесс — стоя почти в упор к ракете, крокодил зажимаю на кабель. Хорошо, что запуск двигателя был не мгновенным — успел встать и немного отойти…
Видео третьего запуска ракеты РП-36 (аж 4 точки съемки)
Ракета очень долго собиралась взлететь, потом нехотя стала подниматься. Скорость схода всего 5,7 м/с. Очень хорошо, что ветра почти не было, иначе ее бы точно завалило…
Кадры старта с камеры X-Try (шла ускоренная запись 120 кадров в сек — паршиво снимает):
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Кадры с совсем дешевой камеры — лежала под ракетой:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В этот раз включил телефон на запись и установил его в петлю на лыжной палке, воткнутой рядом с местом старта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета хорошо, с огнем и шумом ушла вверх. Когда закончилась работа двигателя (пламя прекратилось), потерял ракету из вида. Сигнал на приемниках был. Ракета спускалась (примерно 53 метра на отсчет 5 сек). Приемник показывал направление и удаление. Но реально ракету так на спуске и не увидел (а ведь менее 300 метров было до нее)…
Через пару минут сигнал с ракеты пропал. Визуально — нигде ее не видно. По последним координатам двинулся на поиске. Приемник показывал 276 метров на юго-юго-запад. Туда и направил лыжи. Метров через 150 остановился — сигнала нет, ракеты не видно, впереди кусты. Включил интернет и перешел на Google карты. Появились две точки: синяя это я и красная — последние координаты ракеты. Пошел до их совмещения.
Увидел ракету издалека. Она лежала за снежным бугорком и не подавала сигналы (хотя питание было включено).
Когда подошел ближе, картина была такая:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Один стабилизатор валялся целым рядом, второй, с оторванным креплением — тут же в снегу. Причина поломки — ракета угодила разрезом в стабилизаторе прямо на ветку куста, а потом своей массой провернулась на «этой оси» и, конечно, крепление не выдержало такого рычага. В остальном — все цело.
Двигатель — на месте. Аромат — как в сероводородной лечебнице. Позднее взвесил движок — масса двигателя после полета 119,7 г
Интересно положение головной части — обтекатель ушел под наст! Ракета завалилась набок и парашют затянул ее в снег.
Домашняя разборка ракеты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Двигатель. Вид на сопло.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Данные
Принятые координаты писались в файл на телефоне (см ниже). Из них можно достать информацию для формирования картины полета.
Все отсчеты приняты, выпаданий нет. Только один отсчет не содержит корректных координат (близко к апогею). Уровень сигнала вполне приемлемый.
# 12:4:40; 56; 11.2071; 40; 44.8631; 110; 3.52; 3125; -77.08; 5;
# 12:4:45; 56; 11.2071; 40; 44.8631; 114; 3.51; 3126; -77.08; 5;
# 12:4:52; 56; 11.2071; 40; 44.8631; 114; 3.51; 3127; -77.08; 7;
# 12:4:57; 56; 11.2071; 40; 44.8631; 113; 3.51; 5128; -109.94; 55;
# 40:5:0; 56; 11.1890; 4; 2.0000; 74; 3.52; 5129; -107.82; 59;
# 12:5:7; 56; 11.1114; 40; 44.7623; 753; 3.50; 6130; -105.70; 63;
# 12:5:12; 56; 11.0816; 40; 44.7291; 745; 3.52; 6131; -108.88; 47;
# 12:5:18; 56; 11.0831; 40; 44.7318; 676; 3.51; 6132; -106.76; 61;
# 12:5:23; 56; 11.0850; 40; 44.7328; 621; 3.51; 6133; -107.82; 58;
# 12:5:28; 56; 11.0860; 40; 44.7330; 566; 3.51; 6134; -106.76; 0;
# 12:5:33; 56; 11.0870; 40; 44.7359; 512; 3.51; 6135; -108.88; 53;
# 12:5:38; 56; 11.0865; 40; 44.7367; 457; 3.51; 6136; -108.88; 54;
# 12:5:43; 56; 11.0855; 40; 44.7342; 403; 3.51; 6137; -105.70; 62;
# 12:5:48; 56; 11.0836; 40; 44.7311; 350; 3.51; 8138; -106.76; 62;
# 12:5:53; 56; 11.0806; 40; 44.7279; 298; 3.44; 8139; -107.82; 57;
# 12:5:58; 56; 11.0797; 40; 44.7240; 246; 3.40; 8140; -106.76; 63;
# 12:6:1; 56; 11.0797; 40; 44.7240; 215; 3.45; 8141; -108.88; 57;
здесь в строке: время, координаты, высота, питание, статус и номер отсчета, уровень сигнала.
Видно, что по данным GPS высота 640 метров.
Данные, считанные с бортового контроллера дают более полное представление об изменении высоты (и скорости) в процессе полета.
тут график высоты по всему массиву данных (памяти встроенной в контроллер EEPROM хватает на 50 сек при 100 мс периоде). Отдельно участок взлета:
По данным о высоте можно прикинуть скорость полета ракеты:
и начальный участок
Таким образом ракета взлетела на 674 метра при максимальной скорости 128 м/с.
Файлы
Данные с LoRa-GPS (приемник Arduino + Android) gps2map
Данные о высоте (давлении) с бортового контроллера 20230205_rp36-3
Параметры двигателя (файл RocKI motors) 1APD30-2.5-T202 (SNAM-16TIPO)