Рассматривая картинки с LDRS39, обратил внимание, что многие ракеты имеют вырез (щель) в стабилизаторах
Решил проверить на практике такой вариант стабилизации. В сравнении — параметры устойчивости РП-25. Расчет в OpenRocket… (rp25)
Если бы стабилизаторы были сплошными:Видно, что центр тяжести совпадает с центром давления. Для устойчивости нужно, чтобы ЦТ опережал ЦД хотя бы на один диаметр ракеты.
А вот, что делает щель в стабилизатореПри тех же параметрах, устойчивость уже больше полутора диаметров. И это не только за счет уменьшения массы стабилизаторов… Но при этом существенно уменьшается максимальная высота полета.
За основу взяты ракеты Thor и Phage (фотографии взяты из группы LDRS39 на Facebook; источник — https://jimwilkerson.zenfolio.com/f136608506)
![]() |
![]() |
Реальные геометрические параметры РП-25, естественно, пропорционально уменьшены (для диаметра 40 мм) и соответствуют вышеприведенным рисункам.
Полная масса снаряженной ракеты составила 415 грамм. Положение ЦТ = 630 мм от «носа», а ЦД (как показано выше) = 700 мм. Запас устойчивости = 1,75D.
![]() |
![]() |
Теоретическое обоснование повышения устойчивости дал RocKI
Для тестового запуска выбран небольшой безсопловый двигатель (длина корпуса 150 мм, длина канала 125 мм, диаметр по топливу 20 мм, масса топлива (карамель) 80 грамм). Общая масса двигателя (с креплением и вышибными петардами) 123 грамма.
![]() |
![]() |
![]() |
Никакой электроники в первом тестовом запуске не устанавливалось. Хотелось посмотреть — как себя поведет ракета на подъеме. Головная часть совершенно пустая и сделана упрощенно — просто бумажный конус на цилиндрическом бумажном основании (скреплено красным скотчем — на фото хорошо видно).
20 августа 2021 года. Два запуска в один день (утром слетала РП-24Б). Тепло, не влажно, ощутимый ветер (на видео видно по рассеиванию дымного следа).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Крупно — на направляющей рельсине:
… а это с точки, где я стоял с телефоном и давал старт (черный ящик — это стартовое оборудование (аккумулятор и приемник ДУ) и камера):
Видеозапись полета
Ракета вильнула после схода (странно, что «по ветру»), но быстро выправилась. Ушла довольно высоко — явно выше 300 метров. Парашют раскрылся и ветром ракету снесло метров на 250-300 в поле по направлению к деревне.
![]() |
![]() |
На ниже идущих фото хорошо видно двигатель после полета. Есть повреждение на торце — возможно, отклонение полета связано с ним. Корпус цел, следов прогара — нет. Примечательно, что из двух петард сработала только одна.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Нижний срез ракеты цел, деформации корпуса от горячих газов нет.
Покадрово снизу
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Так вот ее мотануло… но потом ракета выправилась и пошла вертикально. Скорей всего — дефект двигателя.
Покадрово с рук
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Итог: очень хороший запуск. Теперь надо доводить «до ума» электронику и лететь на нормальных двигателях (Дмитрий уже их прислал).