После довольно серьезных повреждений в третьем старте, РП-21 пришлось основательно подлатать. Срезал все сколы в трубах тела ракеты. Пришлось с помощью муфты нарастить нижнюю (двигательную) часть.
Часть электроники (контроллер, мортира ССР) из головной части перенес в нижнюю.
В головной части оставлен только GPS-LoRa трекер и, в самой верхней части — груз — утяжелитель (Болт М14 массой 150 грамм).
Система спасения оставлена прежней.
Местами поменялись отсек для парашюта (теперь он в верхней части ракеты) и мортира с вышибным зарядом (теперь она вместе с контроллером — в нижней части ракеты).
Логичнее было бы назвать новую ракету РП-22, но т.к. из новых деталей появился только кусок трубы 35 см, решил оставить номер у ракеты и только сменить индекс — теперь летает РП-21Б.
Двигатель от Дмитрия К. как обычно — экспериментальный! Тут и новое топливо, и новое сопло!Мотор- Д38-3-10-SNAS-18AS3PP3 (57.18.03.21.01)
k-10,0*29,0граф.(Бакелит-М) Kn 178-208 Рс-8,4 m-373 M- 610 СТАРТЕР ПХА/Мг20
Топливо-(65*38*13)*3, Бронировка-труба ПВХ40,
Малярный скотч*1/ЭК-0,22*4+Т13*1/СКТН+БК/малярный скотч*1
Ст-600т/90/45
Диаметр по бронировке-40,5мм, Диаметр по ТЗП-43,5(+1,5)мм, Диаметр полный- 45,5(+1,0)мм
Масса с бронировкой-440(+67)г, Масса с ТЗП-550(+110)г, Масса полная- 610(+60)г., КМС-0,64
Длина полная- 295мм, Длина рабочая-230мм.
Длина ракеты стала неприлично большой — 1310 мм. Общая масса с двигателем — 1689 грамм.
Схема и размеры РП-21Б такие
12 сентября 2020. Субботний день. Почти вечер. Ощутимый ветерок с запада. В поле не полез — озимые уже посажены…
Запуск ракеты проходил с самого края поля. Вид на двигатель (чтоб запал не выпал — заткнул его ватным диском).
Немного отошел от ракеты — на травку, за край поля.
Основные моменты запуска (сокращенное видео):
Видеозапись запуска (полный вариант, с вступлением, поиском, попыткой что-то увидеть в небе и итогом)
Видно немного выжженную землю под направляющей
Ракета улетела хорошо. Шумно, довольно ярко.
Слегка отклонилась в сторону ветра. В ясном небе ее долго было видно.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В этот раз было слышно звук взорвавшихся петард. Даже раскрывшийся в высоте красный парашют было видно. Однако легкое облачко заслонило ракету и потом как ни пытался отыскать ее в небе — не смог. Прием GPS был стабильным на всем протяжении полета. Даже усомнился в верности показаний — ракета пошла на запад (в сторону ветра), а приемник показывал направление — на восток (в действительности ветер снес ракету на спуске к востоку — она пролетела на километровой высоте надо мной).
Ввел координаты — точка падения была в лесочке за полем. Поиски затянулись: когда пришел в точку, не увидел ракету на земле, а листва была довольно плотной. После пяти-шести итераций (ввода новых координат) понял, что так ракету найти не удастся. Круг поиска сузился примерно до участка 15 на 15 метров, но ракеты видно не было. Воспользовался методом поиска по уровню сигнала. Нашел точку, где сигнал со всех сторон был одинаковым и стал внимательно осматривать деревья. Таким образом удалось найти РП-21Б.
![]() |
![]() |
Чтоб достать ракету, пришлось рубить березку:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Обломки ракеты, собранные вместе. От удара о ветки переломился по месту сращивания корпус (нижняя часть) ракеты.
Внешний вид сопла двигателя ракеты
Оплавление нижней части корпуса осталось еще с аварии в первом запуске:
Видно место разлома ракеты (РП-21Б в собранном после полета виде):
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Итоги
Данные о высоте (участок подъема)
Скорость на участке подъема выглядит не так «красиво»
Хороший взлет на 1507 метров, скорость — дозвуковая 270 м/с.
Проекция траектории полета на землю (данные GPS трекера). Старт в центре, уход влево — туда, откуда ветер дует; спуск по ветру на парашюте с запада на восток (направо).Траектория (данные о высоте с датчика давления; дискрет отсчетов — 5 секунд). Тут перевернуто — север внизу.
Довольно интересный график изменения напряжения питания контроллера на фоне изменения высоты (давления)
Здесь желтым — изменение давления (как раз участок максимума высоты), синим — напряжение питания контроллера (мВ).
Судя по питанию, срабатывание ССР (открытие MOSFET) прошло не при возросшем давлении (60Па) после максимума, а прямо в максимуме, когда давление было стабильным.
Нихромовая нить перегорела только через 1,6 сек после подачи тока. Скачки давления скорей всего связаны с скачками питания, а не наоборот.
Впервые удалось зафиксировать изменение температуры
На графике она (коричневый) вместе с напряжением питания (синий)
Поведение температуры несколько странно: изменения в долях градуса; практически стабильна до апогея, потом падение. Видимо сказывается инерционность датчика.
Отработавший мотор не удалось вынуть из поврежденного корпуса ракеты. Видимо четвертый старт РП-21Б был завершающим — придется снова «латать» корпус ракеты.