Легко ли найти в лесу ракету (РП-21Б, запуск №4)

После довольно серьезных повреждений в третьем старте, РП-21 пришлось основательно подлатать. Срезал все сколы в трубах тела ракеты. IMG-20200908-212834Пришлось с помощью муфты нарастить нижнюю (двигательную) часть. IMG-20200908-212938Часть электроники (контроллер, мортира ССР) из головной части перенес в нижнюю. IMG-20200910-200752В головной части оставлен только GPS-LoRa трекер и, в самой верхней части — груз — утяжелитель (Болт М14 массой 150 грамм). IMG-20200910-200803Система спасения оставлена прежней. IMG-20200910-200818Местами поменялись отсек для парашюта (теперь он в верхней части ракеты) и мортира с вышибным зарядом (теперь она вместе с контроллером — в нижней части ракеты). IMG-20200910-200830Логичнее было бы назвать новую ракету РП-22, но т.к. из новых деталей появился только кусок трубы 35 см, решил оставить номер у ракеты и только сменить индекс — теперь летает РП-21Б.


Двигатель от Дмитрия К. как обычно — экспериментальный! Тут и новое топливо, и новое сопло!Мотор- Д38-3-10-SNAS-18AS3PP3 (57.18.03.21.01)
k-10,0*29,0граф.(Бакелит-М) Kn 178-208 Рс-8,4 m-373 M- 610 СТАРТЕР ПХА/Мг20
Топливо-(65*38*13)*3, Бронировка-труба ПВХ40,
Малярный скотч*1/ЭК-0,22*4+Т13*1/СКТН+БК/малярный скотч*1
Ст-600т/90/45
Диаметр по бронировке-40,5мм, Диаметр по ТЗП-43,5(+1,5)мм, Диаметр полный- 45,5(+1,0)мм
Масса с бронировкой-440(+67)г, Масса с ТЗП-550(+110)г, Масса полная- 610(+60)г., КМС-0,64
Длина полная- 295мм, Длина рабочая-230мм.
IMG-20200910-200842


Длина ракеты стала неприлично большой — 1310 мм. Общая масса с двигателем — 1689 грамм.
IMG-20200910-211459

Схема и размеры РП-21Б такие


12 сентября 2020. Субботний день. Почти вечер. Ощутимый ветерок с запада. В поле не полез — озимые уже посажены…
IMG-20200912-162957Запуск ракеты проходил с самого края поля. Вид на двигатель (чтоб запал не выпал — заткнул его ватным диском).
IMG-20200912-163004Немного отошел от ракеты — на травку, за край поля.
IMG-20200912-163227

Основные моменты запуска (сокращенное видео):

Видеозапись запуска (полный вариант, с вступлением, поиском, попыткой что-то увидеть в небе и итогом)

Вид на «опустевший» старт
IMG-20200912-163614

Видно немного выжженную землю под направляющей
IMG-20200912-163621

Ракета улетела хорошо. rp21-4-1Шумно, довольно ярко. rp21-4-2Слегка отклонилась в сторону ветра. В ясном небе ее долго было видно.

rp21-4-x1 rp21-4-x2
rp21-4-x3 rp21-4-x4
rp21-4-x5 rp21-4-x6

В этот раз было слышно звук взорвавшихся петард. Даже раскрывшийся  в высоте красный парашют было видно. Однако легкое облачко заслонило ракету и потом как ни пытался отыскать ее в небе — не смог. Прием GPS был стабильным на всем протяжении полета. Даже усомнился в верности показаний — ракета пошла на запад (в сторону ветра), а приемник показывал направление — на восток (в действительности ветер снес ракету на спуске к востоку — она пролетела на километровой высоте надо мной).

Ввел координаты — точка падения была в лесочке за полем. Поиски затянулись: когда пришел в точку, не увидел ракету на земле, а листва была довольно плотной. После пяти-шести итераций (ввода новых координат) понял, что так ракету найти не удастся. Круг поиска сузился примерно до участка 15 на 15 метров, но ракеты видно не было. Воспользовался методом поиска по уровню сигнала. Нашел точку, где сигнал со всех сторон был одинаковым и стал внимательно осматривать деревья. Таким образом удалось найти РП-21Б.

IMG-20200912-175548 IMG-20200912-175557

Чтоб достать ракету, пришлось рубить березку:
IMG-20200912-184127

IMG-20200912-184141 IMG-20200912-184210
IMG-20200912-184229 IMG-20200912-184234

Обломки ракеты, собранные вместе. От удара о ветки переломился по месту сращивания корпус (нижняя часть) ракеты.
IMG-20200912-184521Внешний вид сопла двигателя ракеты
IMG-20200912-184541

Оплавление нижней части корпуса осталось еще с аварии в первом запуске:
IMG-20200912-184554

Видно место разлома ракеты (РП-21Б в собранном после полета виде):
IMG-20200912-190756

IMG-20200912-190803 IMG-20200913-090804
IMG-20200913-090827 IMG-20200913-090812

Итоги

Данные о высоте полета
MFR-2020-9-12-21-5-34

Скорость
MFR-2020-9-12-21-7-27

Данные о высоте (участок подъема)
MFR-2020-9-12-21-50-54

Скорость на участке подъема выглядит не так «красиво»
MFR-2020-9-12-21-44-30

Хороший взлет на 1507 метров, скорость — дозвуковая 270 м/с.

Проекция траектории полета на землю (данные GPS трекера). Старт в центре, уход влево — туда, откуда ветер дует; спуск по ветру на парашюте с запада на восток (направо).Траектория (данные о высоте с датчика давления; дискрет отсчетов — 5 секунд). Тут перевернуто — север внизу.Довольно интересный график изменения напряжения питания контроллера на фоне изменения высоты (давления)

Здесь желтым — изменение давления (как раз участок максимума высоты), синим — напряжение питания контроллера (мВ).

Судя по питанию, срабатывание ССР (открытие MOSFET) прошло не при возросшем давлении (60Па) после максимума, а прямо в максимуме, когда давление было стабильным.

Нихромовая нить перегорела только через 1,6 сек после подачи тока. Скачки давления скорей всего связаны с скачками питания, а не наоборот.

Впервые удалось зафиксировать изменение температуры

На графике она (коричневый) вместе с напряжением питания (синий)

Поведение температуры несколько странно: изменения в долях градуса; практически стабильна до апогея, потом падение. Видимо сказывается инерционность датчика.


Отработавший мотор не удалось вынуть из поврежденного корпуса ракеты. Видимо четвертый старт РП-21Б был завершающим — придется снова «латать» корпус ракеты.