К третьему запуску ракета РП-32 была подлатана (стабилизатор). Слегка переделан каркас для электроники.
Основное в третьем запуске РП-32 — это двигатель от Дмитрия. Второй из партии. Первый полетел на РП-26 в ее последнем старте.
Каркас блока электроники во втором запуске совсем развалился, поэтому пришлось его переделать. Отсек для аккумулятора и выключателя сделал разъемным — напечатаны только верхняя и нижняя части. Мортира — отдельная ПВХ труба с пластиковым основанием (соединение клеевое — в итоге подвело). Отсек для контроллера и модуля GPS оставил прежний, добавил узел стыковки с остальными частями.
![]() |
![]() |
Двигатель производства Diman
- Название: аp-Д30-2.5-Т40.1 =DIDROL-AM14F= (См345.НН345.ПАМ140.165.05) Isp(50) – 200-207 ——
- k-6,5*21,0 графитовая вставка.(Бакелит-О215-конус) Kn 230-260 Рс-10,4
- Топливо-(50*30*10,4)*2/(24*30-10,4)*1/+1Т(16мм) m-156 (р-0,981) //
- Пускач – НЕТ//
- Длина полная- 154мм, Длина рабочая-210мм. КМС-0,63
РАСПИСАНИЕ этапов ТЗП и Кокона
- Бронировка- L-154мм, Ф-31,2, М-168(+12) (ЭК-0,15*4, Маляр*1) //
- Разделитель- Ф-32,0 (ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
- ТЗП(СКТН/БК)- Ф-34,0, М-203(+35), L-364 (Т-13*2(нахлест15), ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
- Мзагл- 213(+10), сварка (7мм) 2,7г. //
- Мсоп- 237(+24), сварка (7мм) 3г. //
- М(по тзп с бортиками) 242(+5)
- Кокон- Ф-35,0(+0,5), Мдв.-255(+13) (У800т/54)*1//
- Lo-108(18*6), Ll-169(13*13), угол-54, метки-ф/l-18/13, nф-6, nl-13 //
В итоге: Масса двигателя 260 грамм (+124 к предыдущему).
Масса двигателя после полета 96 грамм.
Параметры двигателя — файл D30_dim.
Примерный расчет полета ракеты с таким двигателем:
Примерный расчет полета РП-26 (можно считать, что для РП-32 высота будет ниже примерно на 30%) с этим двигателем — файл ALT-rp26-d30
Для крепления двигателя использовал туже скобу, что и в предыдущем пуске.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Парашют оставил тот же. Аккумулятор даже не стал подзаряжать с прошлого старта (напряжение 3,96В, при включении передатчика есть «просадка» на 0,05В — посчитал ее незначительной).
Общие параметры ракеты с новым двигателем стали такими:
- Масса двигателя: 254,2 грамма
- Масса нового блока электроники (с аккумулятором) 164,4 грамма
- Положение центра тяжести существенно сместилось к «хвосту» — 56 см от носа.
- Тем не менее запас устойчивости (разница ЦТ-ЦД = 7 см) остался на достаточно высоком уровне — 1,4D
- Полная масса ракеты выросла на 144 грамма и составила 874 грамма
- Длина (высота) ракеты осталась прежней 875 мм.
21 мая 2022 года. Прохладный (как и весь май) день. Легкая облачность. Небольшой северный/северо-западный ветерок.
Не заметил, что объектив телефона «заляпали», поэтому — мутно…
![]() |
![]() |
Фото перед стартом
А это — последнее фото напечатанной головы. Через 5 минут она потеряется в молодой зелени озимых…
Видеозапись третьего полета РП-32
Можно считать, что все прошло «как и было задумано».
Сначала «не лез» в двигатель запал из-за довольно толстой карамельной обмазки. Карамель применил, т.к. в двигателе нет «пускача», а зажечь эпоксидку нихромовой спиралькой — проблема. Пришлось на свежем воздухе ножичком обдирать лишнее.
Спутники нашлись практически сразу (не более 20 секунд после включения). Не обратил внимания (только потом при разборе данных увидел), но контроллер перезагрузился после третьего пакета — странно — провала по питанию не было… После пяти стабильных отсчетов с координатами (состояние — «3») можно было делать пуск. Оба регистрирующих устройства стабильно принимали данные с ракеты.
Карамельная обмазка задымила почти сразу после нажатия кнопки «Пуск». Затем двигатель «чихнул» в первый раз (абсолютно также как в запуске РП-26). «Чих» был достаточно мощным — ракета «подпрыгнула» и вернулась на место. Вот второй «чих» был настоящим: ракета резво — с шумом и факелом ушла ввысь. К сожалению, было облачко и ракета быстро скрылась с глаз.
Поискал-поискал глазами — не видно. Посмотрел на приемники — данные идут… Идут стабильно — пятисекундные отсчеты не выпадают. Состояние «5» (полет, обнаружение апогея) быстро сменилось на «7» (срабатывание ССР по таймеру). Это было сюрпризом! По высоте было видно, что ракета спускается на парашюте, высота — около километра, скорость снижения — 40-45 метров за один отсчет (примерно 9 м/с).
В контроллере два условия срабатывания системы спасения: по датчику давления (стабильное снижение (0,5 сек), разница с апогеем более 10 метров) — это код состояния «6» и по таймеру (код «7») — в данном старте 15 секунд с момента обнаружения старта (подъем на 5 метров). Сработал таймер. Было подозрение, что проблема с барометром. Домашний анализ данных показал, что все было нормально — просто ракета так долго взлетала. По барометру срабатывание было бы на 0,1 сек позднее.
Приемники показывали, что снижение идет хорошо. Состояние сменилось на «8» (память регистратора закончилась (у меня всего 50 секунд), работает только передача данных). Спуск проходит не слишком далеко от старта (к югу 400-500 метров). Туда и «направил взор». И на фоне голубого просвета на небе увидел вдалеке белый парашют! Попробовал снять телефоном (но, конечно, в полукилометре увидеть камерой 70 см «палку» — не реально). Глазами отследил падение до самой земли между деревьями.
Пошел искать…
На приемниках сигнала не было. Поднял антенну вверх — сигнал появился. Удивился состоянию — на экране было «9». Это говорит о том, что прошла перезагрузка контроллера, при старте он обнаружил, что полет уже был и вместо регистрации перешел к состоянию отправки пакетов данных с координатами. Видимо от удара о землю прошел сбой по питанию…
Координаты были стабильными (ракета в покое). Нажал на смартфоне кнопку перехода в карты и увидел точку падения (красным) и «себя» (синим). Пошел к красной точке. На втором скриншоте — момент, где уже было видно парашют на земле.
![]() |
![]() |
GPS вывел точно на место падения.
Первое впечатление — все хорошо:
![]() |
![]() |
Однако потом увидел, что головной части нет. На фале — только саморез остался:
Вид со стороны двигателя и сломанного стабилизатора
![]() |
![]() |
Уже дома сделал для Дмитрия несколько фотографий двигателя
![]() |
![]() |
![]() |
Масса отработанного двигателя 93,3 грамма. Улетело 254,2 — 93,3 = 160,9 грамм
Вновь пострадал блок электроники. Все цело, но не выдержало клеевое соединение. Либо сильна вышибная петарда, либо от удара о землю.
![]() |
![]() |
Данные
С контроллера получены сведения о высоте (то что уместилось в 50 секунд)
И расчет скорости по данным о высоте
Также первый участок подробнее
Итог: почти 1300 метров, скорость до звука не дошла — 240 м/с.
Печально — потеряна «голова» (почти 5 часов печати)
Файлы
- Данные GPS с приемника Pinko rp32-3loragpspink
- Данные GPS с приемника LoRa-Redmi gps2map
- Данные с контроллера (давление/высота) rp32-3data
- Прошивка контроллера (v613) ProBmpGPS_E19SC_HT1818_v613
- STL файл головной части (была утеряна) NC50 of screw39-35
- STL файл завинчивающейся крышки головной части Copy of screw38-34(1)