Как покорился километр (РП-32, третий старт)

К третьему запуску ракета РП-32 была подлатана (стабилизатор). Слегка переделан каркас для электроники. 

Основное в третьем запуске РП-32 — это двигатель от Дмитрия. Второй из партии. Первый полетел на РП-26 в ее последнем старте.

Каркас блока электроники во втором запуске совсем развалился, поэтому пришлось его переделать. Отсек для аккумулятора и выключателя сделал разъемным — напечатаны только верхняя и нижняя части. Мортира — отдельная ПВХ труба с пластиковым основанием (соединение клеевое — в итоге подвело). Отсек для контроллера и модуля GPS оставил прежний, добавил узел стыковки с остальными частями.

IMG-20220519-225247 IMG-20220519-225239

 


Двигатель производства Diman

  • Название: аp-Д30-2.5-Т40.1 =DIDROL-AM14F= (См345.НН345.ПАМ140.165.05) Isp(50) – 200-207 ——
  • k-6,5*21,0 графитовая вставка.(Бакелит-О215-конус) Kn 230-260 Рс-10,4
  • Топливо-(50*30*10,4)*2/(24*30-10,4)*1/+1Т(16мм) m-156 (р-0,981) //
  • Пускач – НЕТ//
  • Длина полная- 154мм, Длина рабочая-210мм. КМС-0,63

РАСПИСАНИЕ этапов ТЗП и Кокона

  • Бронировка- L-154мм, Ф-31,2, М-168(+12) (ЭК-0,15*4, Маляр*1) //
  • Разделитель- Ф-32,0 (ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
  • ТЗП(СКТН/БК)- Ф-34,0, М-203(+35), L-364 (Т-13*2(нахлест15), ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
  • Мзагл- 213(+10), сварка (7мм) 2,7г. //
  • Мсоп- 237(+24), сварка (7мм) 3г. //
  • М(по тзп с бортиками) 242(+5)
  • Кокон- Ф-35,0(+0,5), Мдв.-255(+13) (У800т/54)*1//
  • Lo-108(18*6), Ll-169(13*13), угол-54, метки-ф/l-18/13, nф-6, nl-13 //

В итоге: Масса двигателя 260 грамм (+124 к предыдущему).
Масса двигателя после полета 96 грамм.

Параметры двигателя — файл D30_dim.

Примерный расчет полета ракеты с таким двигателем:

Примерный расчет полета РП-26 (можно считать, что для РП-32 высота будет ниже примерно на 30%) с этим двигателем — файл ALT-rp26-d30

Для крепления двигателя использовал туже скобу, что и в предыдущем пуске.

 IMG-20220521-132316  IMG-20220521-124153
 IMG-20220521-124148  IMG-20220521-124144

Парашют оставил тот же. Аккумулятор даже не стал подзаряжать с прошлого старта (напряжение 3,96В, при включении передатчика есть «просадка» на 0,05В — посчитал ее незначительной).

Общие параметры ракеты с новым двигателем стали такими:

  • Масса двигателя: 254,2 грамма
  • Масса нового блока электроники (с аккумулятором) 164,4 грамма
  • Положение центра тяжести существенно сместилось к «хвосту» — 56 см от носа.
  • Тем не менее запас устойчивости (разница ЦТ-ЦД = 7 см) остался на достаточно высоком уровне — 1,4D
  • Полная масса ракеты выросла на 144 грамма и составила 874 грамма
  • Длина (высота) ракеты осталась прежней  875 мм.

Тут пометил обе точки:
IMG-20220521-135748


21 мая 2022 года. Прохладный (как и весь май) день. Легкая облачность. Небольшой северный/северо-западный ветерок.

Не заметил, что объектив телефона «заляпали», поэтому — мутно…

IMG-20220521-151502 IMG-20220521-152127

Фото перед стартом

IMG-20220521-151450

А это — последнее фото напечатанной головы. Через 5 минут она потеряется в молодой зелени озимых…
IMG-20220521-151457

Видеозапись третьего полета РП-32

Можно считать, что все прошло «как и было задумано».

Сначала «не лез» в двигатель запал из-за довольно толстой карамельной обмазки. Карамель применил, т.к. в двигателе нет «пускача», а зажечь эпоксидку нихромовой спиралькой — проблема. Пришлось на свежем воздухе ножичком обдирать лишнее.

Спутники нашлись практически сразу (не более 20 секунд после включения). Не обратил внимания (только потом при разборе данных увидел), но контроллер перезагрузился после третьего пакета — странно — провала по питанию не было… После пяти стабильных отсчетов с координатами (состояние — «3») можно было делать пуск. Оба регистрирующих устройства стабильно принимали данные с ракеты.

Карамельная обмазка задымила почти сразу после нажатия кнопки «Пуск». Затем двигатель «чихнул» в первый раз (абсолютно также как в запуске РП-26). «Чих» был достаточно мощным — ракета «подпрыгнула» и вернулась на место. Вот второй «чих» был настоящим: ракета резво — с шумом и факелом ушла ввысь. К сожалению, было облачко и ракета быстро скрылась с глаз.

Поискал-поискал глазами — не видно. Посмотрел на приемники — данные идут… Идут стабильно — пятисекундные отсчеты не выпадают. Состояние «5» (полет, обнаружение апогея) быстро сменилось на «7» (срабатывание ССР по таймеру). Это было сюрпризом! По высоте было видно, что ракета спускается на парашюте, высота — около километра, скорость снижения — 40-45 метров за один отсчет (примерно 9 м/с).

В контроллере два условия срабатывания системы спасения: по датчику давления (стабильное снижение (0,5 сек), разница с апогеем более 10 метров) — это код состояния «6» и по таймеру (код «7») — в данном старте 15 секунд с момента обнаружения старта (подъем на 5 метров). Сработал таймер. Было подозрение, что проблема с барометром. Домашний анализ данных показал, что все было нормально — просто ракета так долго взлетала. По барометру срабатывание было бы на 0,1 сек позднее.

Приемники показывали, что снижение идет хорошо. Состояние сменилось на «8» (память регистратора закончилась (у меня всего 50 секунд), работает только передача данных). Спуск проходит не слишком далеко от старта (к югу 400-500 метров). Туда и «направил взор». И на фоне голубого просвета на небе увидел вдалеке белый парашют! Попробовал снять телефоном (но, конечно, в полукилометре увидеть камерой 70 см «палку» — не реально). Глазами отследил падение до самой земли между деревьями.


Пошел искать…

На приемниках сигнала не было. Поднял антенну вверх — сигнал появился. Удивился состоянию — на экране было «9». Это говорит о том, что прошла перезагрузка контроллера, при старте он обнаружил, что полет уже был и вместо регистрации перешел к состоянию отправки пакетов данных с координатами. Видимо от удара о землю прошел сбой по питанию…

Координаты были стабильными (ракета в покое). Нажал на смартфоне кнопку перехода в карты и увидел точку падения (красным) и «себя» (синим). Пошел к красной точке. На втором скриншоте — момент, где уже было видно парашют на земле.

 Screenshot-2022-05-21-15-33-07-932-com-google-android-apps-maps  Screenshot-2022-05-21-15-36-38-488-com-google-android-apps-maps

GPS вывел точно на место падения.
IMG-20220521-153714

Первое впечатление — все хорошо:

 IMG-20220521-153822  IMG-20220521-153815

Однако потом увидел, что головной части  нет. На фале — только саморез остался:IMG-20220521-154232

Вид со стороны двигателя и сломанного стабилизатора

IMG-20220521-153800 IMG-20220521-153754

Уже дома сделал для Дмитрия несколько фотографий двигателя

IMG-20220521-155929 IMG-20220521-155923 IMG-20220521-153808

Масса отработанного двигателя 93,3 грамма. Улетело 254,2 — 93,3 = 160,9 грамм

 

IMG-20220521-162327

Вновь пострадал блок электроники. Все цело, но не выдержало клеевое соединение. Либо сильна вышибная петарда, либо от удара о землю.

IMG-20220521-162305 IMG-20220521-162257

Данные
С контроллера получены сведения о высоте (то что уместилось в 50 секунд)

rp32-3alt

Первые 20 секунд развернуто:
rp32-3alt-S

И расчет скорости по данным о высоте
rp32-3spd

Также первый участок подробнее
rp32-3spd-S

Данные GPS с приемника pinko
rp32-3gps

Итог: почти 1300 метров, скорость до звука не дошла — 240 м/с.

Печально — потеряна «голова» (почти 5 часов печати)


Файлы