Что случилось с «железным» мотором (восемнадцатый старт РП-11Д)

В предыдущем старте сорокамилиметровая РП-11Д неожиданно высоко взлетела, да и сняла с 400 метров несколько «вполне смотрибельных» кадров. Очередной старт стал проверкой нового двигателя и испытанием усовершенствованного высотомера с передатчиком…Описание ракеты один-в-один — так что его лучше читать в статье четырнадцатого старта. Камера SQ8 в этом полете не участвовала.

Полная длина ракеты 560 мм. Масса собранной ракеты без оборудования и двигателя — около 184 грамм.


В очередном полете РП-11Д использовался новый двигатель — это вариант безсоплового двигателя. Вместо пластиковой трубки, в качестве корпуса использован отрезок дюралюминиевой трубы d27,9 х 1,1 х 165. Внутренний диаметр ее 25,7 мм. Торец — заклеил новой картонкой (по подобию бумажных и пластиковых «безсопловиков») и залил «карамель». В качестве вышибного заряда классической системы спасения так же как и ранее использованы две петарды.

Корпус двигателя — дюралюминиевая труба длиной 1650 мм (M) и внутренним диаметром 25,7 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный конторским клеем и закрепленный скотчем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 142 мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 23 мм — примерно на 10 секунд задержки) 5 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 13 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 168,7 грамм (масса топлива 129,4 грамма) . РП-11Д имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БАДП26-142 удлинен отрезком трубки длиной 40мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя парами пластиковыми колец из трубы 32 мм. Масса собранного двигателя с петардами составила 174 грамма.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.

Парашют тот же, что летал в предыдущих полетах РП-11 и РП-14, размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Высотомер был усовершенствован — в него добавлен радиопередатчик 433 МГц для системы обнаружения. Устройство собрано на отдельной плате, к которой припаяны: Arduino Pro mini с датчиком давления BMP280; модуль 433 МГц передатчика; повышающий преобразователь напряжения (с 3,6В до 16В) для увеличения мощности передатчика и литиевый аккумулятор 150 мА*час. Все это вместе с антенной (17 см медный провод) как раз уместилось в головной части РП-11Д. Вместо камеры установил обычный тумблер. Практически все детали — это то, что осталось от РП-15Б после ее краха… Масса высотомера составила 31,3 грамма.

Полная масса ракеты с двигателем БАДП26-142п2 и высотомером (31,3 грамм) составила 411,4 грамма.


13 мая 2018 года. Раннее ясное утро. Тепло (+17). Ветра практически нет.

Целью старта было испытание нового многоразового двигателя. Полет ожидался на «околорекордной высоте», для поиска использовал приемник с направленной антенной.

Видеозапись полета с внешней камеры XTC-100

Еще один вариант — полный, с телефона

Начало работы двигателя и уход с направляющей — с ближней камеры:

Старт с внешней камеры замедленно:

Как все происходило: Дымок из двигателя появился как обычно — через секунду после нажатия «Пуск».Ракета начала движение через 0,4 секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась вправо. Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.

На первой же секунде (1,1 сек) с ракетой что-то случилось — видно как дымные следы расходятся от корпуса.

Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!). И даже глазом на безоблачном небе — ее было видно только пока догорал трассер: как ракета разделилась никто не увидел (да разделения и не случилось), хотя через 6 секунд после старта донесся звук взрыва петард. Падения ракеты также не удалось засечь.

Искать ракету пришлось довольно долго — место падения более чем в 500 метрах от старта удалось найти лишь через 5 часов. Внешне — вроде бы все цело (если не считать отломанного стабилизатора и отсутствия «резиновой связи» между частями ракеты)!И двигатель — на месте (только так глубоко, что его не видно)…

Но головная часть вся ушла в землю (более 20 см). Тут уже откопано…Двигатель почти приплавился к корпусу и вошел в него на всю глубину. Электроника «сжалась» в головной части ракеты. Парашют и стропы сплавились в один комочек.

Итоги: полет выдался весьма удачным по высоте, но внутри — все пошло не так! Видимо заглушка двигателя сразу же прогорела и пламя пошло внутрь (выбросы дыма на взлете — следы внутреннего «пожара» сквозь дыры в корпусе). Регистратор — отключился (отвалился кварцевый резонатор Arduin-ы). Когда наверху сработали петарды, головная часть так припаялась к корпусу, что не смогла отделиться (это даже хорошо, иначе ее унесло бы отдельно, т.к. к этому времени и парашют и резинка амортизатора были уже в нерабочем состоянии). В собранном состоянии ракета и воткнулась в землю… Причем так далеко от старта, что ее не заметили.

Запаздывание срабатывания системы спасения — много ниже расчетных — 6 секунд — маловато, видимо из-за «неправильного горения топлива» — наверно дефект заливки — были пустоты… Полное время полета составило 23 секунды. Высота полета — визуально примерно как и в предыдущем старте — в районе 400 метров.

Данные регистратора и анализ

График высоты и скорости полета (то что удалось восстановить):

К сожалению только первые пол-секунды … до аварии. К этому моменту скорость достигла 200 км/час.

Некоторая цифровая информация о семнадцатом полете РП-11Д

Дата, время: 13.05.2018 06:00

  • Ветра практически нет, Температура +17, ясно
  • Общее время полета 23 сек
    Максимальная высота — в районе 400 м
  • Время работы двигателя — только оценка 2-3 сек
  • Срабатывание петарды 6 сек, высота неизвестна 350-400 м
    Раскрытие парашюта — не было
    Скорость спуска на парашюте — не было
  • Двигатель БАДП26-142п2: d=7: D=25,7: l=142 : L=165
    Задержка: 23 мм топливо + 13 мм фитиль
    Время задержки: 6 сек (все пошло «не так!»)
    Время работы двигателя сложно оценить
    Масса пустого двигателя 39,3 г
    Масса заправленного 168,7 г
    Масса топлива 129,4 г
    Масса двигателя с петардами 174 г
  • Ракета РП-11Д
    Общая масса РП-11Д 411 г
  • Длина двигательного отсека 305мм
    Длина головной части 250мм
    Общая длина РП-11Д 555 мм + 5 мм выступ двигателя БАДП26-142п2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.