В предыдущем полете сорокамилиметровая РП-11Д сделала хороший видеорепортаж о зимней деревне. Очередной старт стал полной копией предыдущих…Описание ракеты один-в-один — так что его лучше читать в статье четырнадцатого старта. Разница — в отсутствии камеры SQ8 на борту…
Полная длина ракеты 560 мм. Масса собранной ракеты без оборудования и двигателя — около 184 грамм.
В очередном полете РП-11Д использовался уже слетавший двигатель — это, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-115п2. Пластиковая трубка d25х2,3х140 от слетавшего двигателя — заклеил один торец новой картонкой и залил «карамель». В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.
Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 140мм) (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный конторским клеем и закрепленный скотчем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 115мм (l).
После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 25 мм — примерно на 12 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 10 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…
Масса двигателя с топливом, но без петард — 91,7 грамм (масса топлива 70,9 грамм) — это несколько меньше предыдущего исполнения. РП-11Д имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БПДП20-115 удлинен отрезком трубки длиной 60мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.
В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами из втулок от тонкого скотча. Масса собранного двигателя с петардами и установочными кольцами составила 108,1 грамм.
Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.
Парашют тот же, что летал в предыдущих полетах РП-14 и РП-11, размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.
Полная масса ракеты (без камеры SQ8) с двигателем БПДП20-115п2 и высотомером (15 грамм) составила 311 грамм.
9 марта 2018 года. Ясная, солнечная погода, комфортный морозец (-8). Очень много снега — даже на лыжах тяжко по полям ходить. Ветра практически нет. Место старта перенес подальше от деревни (до домов более 300 метров).
Целью старта была съемка старта ракеты с нескольких точек. SQ8 закрепил на верхнем конце стартовой направляющей — она снимала старт «сверху». Достал «из закромов» камеру MD80 и установил ее около старта — снимать работу двигателя. На очень высокий полет расчета не было — моторчик для ракеты маловат…
Видеозапись всего полета с внешней камеры
Замедленна запись полета (тут видно старт и приземление):
Видеозапись работы двигателя на старте (MD80):
Замедленная видеозапись старта «с верхней точки» (SQ8):
Как все происходило: Дымок из двигателя появился почти сразу после нажатия «Пуск». Ракета начала движение через пол-секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.
Сразу после этого чуть-чуть завалилась вправо (ветер тут не причем). Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.
Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!), но дымный след на чистом голубом небе хорошо видно. Однако глазом на чистом небе — все было хорошо видно: ракета разделилась, через секунду донесся звук взрыва петард. На парашютике РП-11Д стала опускаться прямо на точку старта.
Искать ракету не пришлось — место падения было в двадцати метрах от старта. Прямо от точки старта было хорошо видно красный парашют на белом снегу. Все цело! И двигатель — на месте (раньше он всегда в РП-11 выезжал). Высотомер — попискивает…Итоги: полет выдался весьма удачным — все сработало как и предполагалось. Регистратор зафиксировал высоту (потом и скорость можно посчитать…). Все камеры зафиксировали то, что было запланировано.
Запаздывание срабатывания системы спасения — расчетные 11,6 сек — этого оказалось достаточно для полета! Полное время полета составило 43 секунд. Высота полета — 320 метров.
Данные регистратора и анализ
График высоты и скорости полета
Синим — высота в метрах, сиреневым — скорость в км/час. Отсчеты идут через 100 мс. Хорошо видно момент окончания работы двигателя (максимум скорости) и рывка при раскрытии парашюта.
Тут график и обрывается. Видимо рывок на скорости более 120 км/час вызвал кратковременный сбой по цепи питания, что прервало регистрацию отсчетов давления.
Некоторые кадры полета:
Момент окончания активной части работы двигателя (максимальная скорость). Видно «выхлоп» значительного размера (движок чихнул в последний раз)
Двигатель — до старта (видно провода запала):
Тот же кадр в момент начала движения ракеты — видно как успело «разгореться» «как бы сопло» бессоплового двигателяНесколько кадров старта с «верхней точки»… начало движения
Некоторая информация о шестнадцатом полете РП-11Д
Дата, время: 09.03.2018 12:30
- Ветра практически нет
Температура -8
Ясно, солнце, глубокий снег - Общее время полета 43 сек (32 сек спуск на парашюте)
Максимальная высота 320 м (на 7,5 сек полета)
Максимальная скорость 462 км/час (на 0,8 сек полета, высота 66 м, ускорение 16,3g) - Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до макс.скорости)
- Срабатывание петарды 11 сек, высота 261 м (на спуске)
Раскрытие парашюта скорость 120 км/час
Скорость спуска на парашюте около 30 км/час - Двигатель: d=7: D=20,4: l=115 : L=140
Задержка: 25мм топливо + 8мм фитиль
Время задержки: 0,6 + 11 = 11,6 сек (в канале остался скотч с газетой 5мм)
Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до макс.скорости)