Каков зимний пейзаж с высоты 300 м (четырнадцатый старт РП-11Д)

В тринадцатом полете сорокамилиметровая РП-11Г разбилась «вдребезги»…Остались целыми стабилизаторы и часть корпуса. Вот из них и второй головной части D40мм (та, в которой летает видеокамера SQ8) собрал очередную модификацию РП-11 — теперь с индексом РП-11Д.

Корпус ракеты превратился в двигательный отсек путем отрезания сломанной части — длина сократилась до 307 мм. Масса этой части ракеты (без двигателя) составила 115 грамм. Расстояние между винтами крепления к стартовой направляющей сократилось до «опасно малых» 25 см! Винт (шпилька) М4 для упора двигателя остался на прежнем месте: 200 мм от «хвоста».

Головная часть не претерпела изменений. Она уже летала несколько раз. В ней предусмотрен отсек для установки камеры SQ8 и есть место для высотомера. Длина головной части 253 мм, масса (без оборудования) составляет 69 грамм.

В остальном РП-11Д повторяет РП-11Г. В двигательном отсеке располагается парашют классической системы спасения. Выброс парашюта производится от разрыва петарды. Фитиль петарды поджигается в конце работы двигателя.

Полная длина ракеты 560 мм. Масса собранной ракеты без оборудования и двигателя — около 184 грамм.


В первом полете новой РП-11Д использовался, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-110п2. Пластиковая трубка d25х2,3х139 — обрезок от целой трубы, оставшийся от уже слетавших моторов.  В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 139мм) (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный тем же клеем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 113мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 26 мм — примерно на 12 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 10 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 94,2 грамм (масса топлива 73,4 грамм). РП-11Д имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БПДП20-110 удлинен отрезком трубки длиной 70мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами из втулок от тонкого скотча. Масса собранного двигателя с петардами и установочными кольцами составила 108,9 грамм.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.

Парашют тот же, что летал в предыдущих полетах РП-14 (меньшего размера, чем в предыдущих стартах РП-11), размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Полная масса ракеты с двигателем БПДП20-113п2, камерой SQ8 (27 грамм) и высотомером (15 грамм)  составила 335 грамм.


10 февраля 2018 года. Ясная, солнечная погода, легкий морозец (-5). Очень много снега — даже на лыжах тяжко по полям ходить. Довольно ощутимый юго-восточный ветерок (это не так уж и плохо — ракету понесет от домов — в поле).

Целью старта была съемка зимнего деревенского пейзажа с высоты. На очень высокий полет расчета не было — моторчик для ракеты маловат…

Видеозапись полета с внешней камеры

Запись взлета с камеры, установленной на ракете:

Те же кадры, замедленные в три раза:

Видеозапись спуска смотреть невозможно — болтанка под парашютом вызвала невыносимые мелькания — можно смотреть лишь покадрово…

Как все происходило: с первого раза пустить ракету не удалось — ложно сработал высотомер и пошла регистрация — пришлось разбирать, делать сброс и запускать все «по-новой».

Дымок из двигателя появился практически сразу после нажатия «Пуск» (чувствуется влияние свежезаряженного аккумулятора). Ракета начала движение через пол-секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась в сторону ветра (видимо «парусность» стабилизаторов сказалась). Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.

Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!). Однако глазом на чистом небе — все было хорошо видно: ракета разделилась, через секунду донесся звук взрыва петард. На парашютике РП-11Д стала опускаться прямо на дома, но ветер ее снес довольно далеко в поле — почти на 100 м в поле (место падения почти тоже, что в двух предыдущих стартах РП-15).

Искать ракету не пришлось — место падения было хорошо видно: красный парашют на белом снегу. Все цело! И двигатель, хоть и выехал далеко из корпуса, но — на месте…Итоги: полет выдался весьма удачным — все сработало как и предполагалось. Регистратор зафиксировал высоту (потом и скорость можно посчитать…). Камера записала вид с высоты (да и я не подкачал — уложился в поисках в 10 минут, пока камера не затерла в циклической записи файл с полетом).

Запаздывание срабатывания системы спасения — много ниже расчетных — 9 секунд — маловато, но этого оказалось достаточно для четырнадцатого полета! Полное время полета составило 50 секунд. Высота полета — 325 метров.

Данные регистратора и анализ

График высоты и скорости полета

Стадия взлета — более детально

Синим — высота в метрах, сиреневым — скорость в км/час. Отсчеты идут через 100 мс. Хорошо видно момент окончания работы двигателя (максимум скорости) и рывка при раскрытии парашюта.

Некоторые кадры с высоты «птичьего полета»:

Почти сразу после старта

Соседние деревни

Тут видно место старта и меня (с высоты примерно 300 метров)

«Распустившийся» парашют попал в кадр

«Выехавший» после взрыва петарды двигатель на фоне «деревенского мегаполиса» Давыдово

Тут видно местные достопримечательности: Макеевскую гору и озеро Запольское

А это родная деревня

Некоторая информация о четырнадцатом полете РП-11Д (первый для «Д»)

Дата, время: 10.02.2018 14:30

  • Слабый юго-восточный ветер
    Температура -5
    Ясно, солнце, глубокий снег
  • Общее время полета 50 сек (43 сек спуск на парашюте)
    Максимальная высота 325 м (на 7,1 сек полета)
    Максимальная скорость 636 км/час (на 0,8 сек полета, высота 75 м, ускорение 22,5g)
  • Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до максимальной скорости)
    Срабатывание петарды 8,5 сек, высота 321 м (на спуске)
    Раскрытие парашюта 9,0 сек, высота 309 м, скорость 40 км/час
    Скорость спуска на парашюте около 30 км/час
  • Двигатель: d=7: D=20,4: l=113 : L=139
    Задержка: 26мм топливо + 8мм фитиль (у похожего двигателя в третьем старте РП15Б при 36 мм топлива: 0,6 + 12,5 = 13,1 сек)
    Время задержки: 0,6 + 8,5 = 9,1 сек
    Время работы двигателя 1,4 сек (0,6 сек до начала движения; 0,8 сек — полет до максимальной скорости)
  • Для сравнения — такой же двигатель в третьем старте РП15Б работал несколько дольше (может это связано с тем, что он «вылеживался» четыре дня, а «этот» полетел через день «после заправки»): время работы двигателя 1,7 сек (0,6 сек до начала движения; 1,1 сек — полет до максимальной скорости)