Что показала обновленная РП-3В в седьмом старте

Мечта «покорить» пол-километра высоты с помощью «старенькой» РП-3 в шестом ее старте не сбылась. Особых надежд на седьмой старт не возлагалось… Полет скорее был «до кучи»: РП-3В собрала в себе весь хлам, что остался от прошлых полетов.В свое время РП-3 была первой ракетой, где был намек на систему спасения. От той ракеты остался целым крашеный корпус и оригинальный обтекатель из киндерсюрпризовой капсулы. Идея была в том, чтобы ставший стандартом двигатель БПДП20-117п2 установить в этот корпус, оснастить обтекатель высотомером, упростить систему спасения. Но, в отличие от шестого старта, реечный стабилизатор в новом полете был заменен четырьмя текстолитовыми от РП-12. В таком случае масса ракеты существенно уменьшалась, что дарило надежду на покорение большой высоты.

Конструкция ракеты получилась такая:

Красным цветом — труба корпуса ракеты РП-3А. Серым — двигатель БПДП20-125п2 с двумя петардами вышибной системы (коричневые в черном защитном цилиндре. Желтый — обтекатель от РП-3Б, состоящий мз полутора капсул от киндерсюрприза: одна половинка для стыковки с корпусом (надевается на трубу), целая — в ней помещается высотомер на Arduino Pro mini и датчике давления BMP280 — показан синим цветом.

Стабилизаторы в РП-3В выполнены из стеклотекстолита (это единственное, что осталось от РП-12) — сверху на рисунке коричневым цветом показан один из четырех. Довольно крупный двигатель не помещается в теле ракеты и довольно далеко «торчит» из нее. Для крепления стабилизаторов к корпусу довольно мало места, поэтому лишь часть стабилизатора приклеена термоклеем к трубе РП-3.

Стартовой направляющей для РП-3Б служит металлическая спица диаметром 2 мм. К ней ракета «крепится» скобами из обычной канцелярской скрепки (условно на рисунке обозначены черным).

Полная масса РП-3В с двигателем, и высотомером составила 172 грамма.


В новом полете РП-3В использовался уже много раз слетавший (последний раз в РП-3Б) двигатель — это, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-125п2. Пластиковая трубка d25х2,3х140 от слетавшего двигателя — заклеил один торец новой картонкой и залил «карамель». В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 140мм (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный конторским клеем и закрепленный скотчем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала в этом варианте увеличена до 126мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной всего 15 мм) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (для увеличения паузы перед срабатыванием петард, свободная длина фитиля наращена на 10 мм — всего чуть больше 22 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи их «не взрыва»…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 91,5 грамм (масса топлива 70,7 грамма) . БПДП20-125 удлинен отрезком трубки длиной 40мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима для защиты стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.


Обтекатель — половинка и целая капсула от КиндерСюрприза. Половинка очень хорошо надевается на корпус РП-3В. В целую капсулу удачно вмещается высотомер с аккумулятором. Капсулы соединены бумажной трубкой внутренним диаметром 32 мм сверху обмотанной цветным скотчем. Между собой капсулы скреплены винтом М3: к нему же крепится резинка амортизатора (черная линия на схеме ракеты) и толстая нитка, связывающая капсулу и плату высотомера.

Масса обтекателя 12,7 грамма, высотомера с АКБ 10,6 грамм.

В качестве тормозящего спуск элемента в РП-3В (так же как и в РП-3Б) использована тканевая лента длиной 1,5 м. Лента пришита к резинке амортизатора.


30 апреля 2018 года. Ясная солнечная погода, вечер (около 6). Ветерок есть, но часты паузы затишья. Тепло — примерно +14. Полет состоялся почти в шесть вечера…

Видеозапись полета

Запись с ближней камеры (не слишком хорошо установил, да еще и «вверх ногами»)

Как все происходило.

Начало движения было очень резким. Ракета пошла вверх сначала ровно, затем наклонилась — слишком тонкая спица направляющей не в состоянии удержать довольно тяжелую РП-3. Направляющая оказалась слишком гибкой и не удержала ракету на вертикали — это хорошо видно на кадрах ближней камеры.

После схода ракеты со старта она пошла по наклонной траектории, от перегрузок оторвались все четыре стабилизатора (клей выдержал, но разорвался картон трубки корпуса).

В момент окончания работы двигателя (чувствуется) был хороший рывок — прекратилась регистрация данных.

Далее ракета развернулась к земле. Трассер еще работал — траекторию очень хорошо видно (но, к сожалению, не на видео).

Успешно сработали обе петарды, появилась лента — и на ней ракета благополучно опустилась в 150 метрах от точки старта. Проблем с поиском — не было.

Все в ракете — цело (если не считать оторванных стабилизаторов).

Позднее из четырех — удалось найти три стабилизатора


Регистратор — подкачал. Не смог доработать до конца. Рывок в момент окончания работы двигателя привел к кратковременному сбою по питанию. И снова (как с РП-3Б) «фантастические цифры» полета:

Скорость даже не показываю, по этим данным она в разы больше скорости звука! Такого быть не может! Поэтому данные регистратора весьма сомнительны. Видимо пара дыр в герметичном «киндерсюрпризе» вызывает «нездоровое» разрежение в капсуле при высокой скорости…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.