Как вынырнула из облаков РП-15Б в третьем старте

«Дверная ручка» неплохо слетала во втором полете РП-15. Но таскать больше 100 грамм обычной деревяшки как-то … не очень.Вместо шарика дверной ручки в РП-15Б используется «киндер-сюрпризо-подобное яйцо». Удачно подошло пластиковое «яичко» диаметром 58 мм. Оно почти невесомо, «высвободившийся вес» в новом старте использовал для установки регистратора давления и ускорения, который чуть не разбился в последнем полете РП-7. Хватило и на аккумулятор — довольно тяжелый элемент 18650. Устанавливаемое оборудование как следует привинтил к корпусу головной части. Выключатель очень удобно «устроился» под скорлупой обтекателя.

В остальном РП-15Б повторяет РП-15А. В двигательном располагается парашют классической системы спасения. Выброс парашюта производится от разрыва петарды. Фитиль петарды поджигается в конце работы двигателя.

Головная часть ракеты — кусок той же 50 мм канализационной трубы. Сочленение частей ракеты производится штатным механизмом соединения канализационных труб (пришлось, правда, срезать утолщение на трубе, где расположено резиновое уплотнение). Обтекатель — синее «яйцо»!

Винтики для крепления ракеты на стартовой направляющей большей, чем обычно, длины — использованы М5х15. Для «отдаления» корпуса ракеты от направляющей на винт накручены две гайки М5 (так же как на РП-5 и РП-8). Это увеличивает вероятность перекоса/заклинивания ракеты при движении по направляющей — так часто случалось с РП-8, но, забегая вперед, уже второй полет — все нормально…

Длина двигательного отсека новой РП-15Б (как и «А») — 347 мм, расстояние между винтами крепления на стартовой направляющей сократилось до 300 мм (вроде бы маловато для довольно крупной ракеты, но, практика показала — вполне достаточно). Масса пустого отсека составляет 133 грамма.

Длина головной части (с «яйцом») увеличилась до 450 мм (длина трубы 380 мм). Масса без дверной ручки, но с регистратором увеличилась до 207 грамм (было 186).

Полная длина ракеты 740 мм. Длина сочленения (наезда трубы обтекателя на двигательный отсек) примерно 60 мм. Масса собранной ракеты без двигателя — около 340 грамм.


В первом полете новой РП-15Б повторно использовался, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-130п2. Пластиковая трубка d25х2,3х170 уже летала на РП-11 и, хоть и слегка покорежилась, была вполне годна для нового двигателя: пришлось срезать подгоревший край и «перевернуть» сопловую часть.  В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 167мм) (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный тем же клеем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 132мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 35 мм — примерно на 15 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 10 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 111,7 грамм (масса топлива 87 грамм). РП-15Б имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БПДП20-132 удлинен отрезком трубки длиной 50мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены скотчем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами набранными до нужной толщины из отрезков труб 32 мм и 40 мм. Масса собранного двигателя с петардами и установочными кольцами составила 140 грамм.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.

Парашют тот же, что в предыдущих полетах РП-7 и РП-15, размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Полная масса ракеты с двигателем БПДП20-132п2 составила 580 грамм.


3 февраля 2018 года. Обычная зимняя облачность, около нуля, довольно ощутимый южный ветерок (это не так уж и плохо — ракету понесет от домов — в поле).

Целью старта была проверка работы регистратора, нового обтекателя и системы спасения в реальном полете.

Видеозапись полета

Как все происходило: сразу «проявилось удобство» — всю ракету целиком удалось собрать дома — в тепле и «тащить» к месту старта в собранном виде. На уже установленной на направляющую ракете «открыл» яйцо, щелкнул выключателем питания, закрыл..

Дымок из двигателя появился примерно через пару секунд после нажатия «Пуск». Ракета начала движение через пол-секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась в сторону ветра (видимо «парусность» стабилизаторов сказалась). Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.

Вскоре ракета скрылась в облаках (позднее, из анализа видео и данных регистратора, определил, что нижний край облаков был примерно 80-100 метров).

Томительные секунды ожидания… привычная тоска — опять потеря… Но, раздался звук взрыва петард и, одновременно с ним, из-под облаков появились болтающиеся под красным парашютом обе части ракеты. Ракета, весело крутясь под куполом, стала плавно спускаться почти прямо на точку старта. Но ветерок ее подхватил…

… и отнес почти на 100 м в поле (место падения примерно в 10 метрах от места приземления РП-15А в предыдущем полете).

Искать ракету не пришлось — место падения было хорошо видно: красный парашют на белом снегу. Все цело! И двигатель — на месте — помог винтик М3 его крепящий…Итоги: полет выдался весьма удачным — все сработало как и предполагалось. Регистратор зафиксировал и высоту и ускорение (правда оно превысило 8g — вышло за рамки измеряемого диапазона).

Запаздывание срабатывания системы спасения — расчетные 13 секунд — то что надо! Полное время полета составило 27 секунд. Высота полета — 261 метр. «Яйцо» в качестве обтекателя показало себя вполне прилично.

Данные регистратора и анализ

График высоты и скорости полета

Совмещенный график ускорений и высоты

голубым тут — вертикальное ускорение: отсчет 400 — это 8g. Видно 1g в состоянии покоя до старта, потом — работа двигателя — сработало ограничение датчика в 8g. Голубые выбросы — скорей всего инерционность датчика. Затем — «невесомость» вплоть до раскрытия парашюта. Дальше — болтанка головной части и, после приземления, 1g уже по другой оси датчика MAA7455L. Хорошо видно момент рывка при раскрытии парашюта и удара о землю.

Некоторая информация о третьем полете РП-15Б (первый для «Б»)

Дата, время: 03.02.2018 12:40

  • Слабый южный ветер
    Температура около 0
    Начал падать снег
  • Общее время полета 27 сек (13 сек спуск на парашюте)
    Максимальная высота 261 м (на 7,2 сек полета)
    Максимальная скорость 370 км/час (на 1,1 сек полета, высота 44 м, ускорение 9,7g)
  • Время работы двигателя 1,7 сек (0,6 сек до начала движения; 1,1 сек — полет до максимальной скорости)
  • Срабатывание петарды на 12,5 сек, высота 130 м
    Раскрытие парашюта на 13,5 сек, высота 103 м, скорость 160 км/час
    Скорость спуска на парашюте около 30 км/час
  • Уход в облака на 1,5 сек полета — примерно 80м
  • Выход из облаков на 13,6 сек полета — примерно 100м
  • Время от начала появления дымка до начала движения 0,6 сек
  • Двигатель: d=7: D=20,4: l=130 : L=167
    Задержка: 36мм топливо + 8мм фитиль
    Время задержки: 0,6 + 12,5 = 13,1 сек
    Время работы двигателя 1,7 сек (0,6 сек до начала движения; 1,1 сек — полет до макс.скорости)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.