Каким выдался полет дверной ручки (второй старт РП-15)

Авария РП-15 в первом же старте (не вышел парашют), казалось, завершила жизнь ракеты. Однако ее удалось реанимировать…Пришлось укоротить хвостовую часть — она стала двигательным отсеком. Теперь в ней же располагается парашют классической системы спасения. Выброс парашюта производится от разрыва петарды. Фитиль петарды поджигается в конце работы двигателя.

Головная часть ракеты — новая — это кусок той же 50 мм канализационной трубы. Сочленение частей ракеты производится штатным механизмом соединения канализационных труб (пришлось, правда, срезать утолщение на трубе, где расположено резиновое уплотнение). Делать обтекатель традиционным «коронным» методом было лень — решил использовать «шарик» обычной дверной ручки (диаметр 58 мм, масса — около 120 грамм).

Были проведены «балконные» испытания системы спасения — было опасение, что трение в месте сочленения труб великовато. Оказалось — все нормально: петарды хватает на то, чтоб трубу отстрелить…

Из-за «шарика» пришлось сделать винтики для крепления ракеты на стартовой направляющей большей, чем обычно, длины — использованы М5х15. Для «отдаления» корпуса ракеты от направляющей на винт накручены две гайки М5 (так же как на РП-5 и РП-8). Это увеличивает вероятность перекоса/заклинивания ракеты при движении по направляющей — так часто случалось с РП-8.

Длина двигательного отсека новой РП-15А уменьшилась до 347 мм, расстояние между винтами крепления на стартовой направляющей сократилось до 300 мм (вроде бы маловато для довольно крупной ракеты, но, практика показала — вполне достаточно). Масса пустого отсека составляет 133 грамма.

Длина головной части (с шариком) увеличилась до 430 мм (длина трубы 380 мм). Масса достигла 186 грамм.

Полная длина ракеты 720 мм. Длина сочленения (наезда трубы обтекателя на двигательный отсек) примерно 60 мм. Масса собранной ракеты без двигателя — около 320 грамм.


В первом полете новой РП-15А использовался ставший классическим вариант безсоплового двигателя БРДП25-126п2. В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — бумажная трубка на конторском клее длиной 160мм) (M) и диаметром 25мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный тем же клеем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 126мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 35 мм — примерно на 15 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 15 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Сверху клей придавливается еще одним картонным диском. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 105 грамм (масса топлива 91 грамм). РП-15А имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БРДП25-125 удлинен отрезком трубки длиной 50мм от использованных ранее БРДП25. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены бумажной лентой (намотана поверх) и скотчем.

В корпусе ракеты двигатель центрируется двумя пластиковыми кольцами набранными до нужной толщины из отрезков труб 32 мм и 40 мм. Масса собранного двигателя с петардами и установочными кольцами составила 185 грамм.

Для запуска двигателя используется обычный «электрозапал» из нихромовой проволоки с обмазкой из ракетного топлива.

Парашют тот же, что в предыдущих полетах РП-7 и РП-15, размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Полная масса ракеты с двигателем БРДП25-126п2 составила 504 грамма.


27 января 2018 года. Обычная зимняя облачность, примерно -7, довольно ощутимый южный ветерок (это не так плохо — ракету понесет от домов — в поле).

Целью старта была проверка работы системы спасения в реальном полете. Так же были сомнения в креплении к направляющей, да и «шарик» в качестве обтекателя — вызывал опасения.

Уверенность в благополучном полете была, поэтому перед стартом решил сунуть в ракету высотомер. Но… отрицательная температура плохо сказалась на аккумуляторе — после первого тестового «писка» гасли светодиоды… Пришлось уже на старте убрать высотомер из ракеты (жаль… полет вышел хорошим — было бы полезно посмотреть динамику).

Видеозапись полета

Как все происходило: дымок из двигателя появился примерно через пару секунд после нажатия «Пуск». Ракета начала движение через пол-секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Но сразу после этого завалилась в сторону ветра (видимо «парусность» стабилизаторов сказалась).

Однако, по мере набора скорости, ракета перешла к вертикальному подъему.

На записи не видно, но, в реальности, было видно как ракета достигла апогея и развернулась к земле. Дымок из двигателя продолжал идти. Появился парашют, а через мгновение раздался звук взрыва петард (два подряд). Ракета резко затормозила падение и, весело болтаясь под куполом, стала плавно спускаться почти прямо на точку старта. Но ветерок ее подхватил…

… и отнес почти на 200 м в поле.

Искать ракету не пришлось — место падения было хорошо видно: красный парашют на белом снегу. Все цело! Не хватает только двигателя: во время рывка при раскрытии парашюта его выбросило из двигательного отсека. Пытался поискать — куда там…

Итоги: полет выдался удачным — все сработало как и предполагалось. Подвел аккумулятор высотомера (потом — в тепле — прекрасно заработал). Крепление двигателя в корпусе надо делать не только за счет трения — придется впредь винтики ставить…

Запаздывание срабатывания системы спасения — расчетные 15 секунд — то что надо! Полное время полета составило 55 секунд. Высота полета (на глазок) — в районе 200 метров, может чуть выше. «Шарик» в качестве обтекателя показал себя вполне прилично.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.