Как себя проявила РП-3Б после двух лет «забвения»

Мечта «покорить» пол-километра высоты подвигла проверить иной способ достижения цели: не повышение мощности двигателя, а уменьшение массы самой ракеты. Удачно для этого подходила «труба» от РП-3А, валявшаяся на балконе… В свое время РП-3 была первой ракетой, где был намек на систему спасения. От той ракеты остался целым крашеный корпус и оригинальный обтекатель из киндерсюрпризовой капсулы. Идея была в том, чтобы ставший стандартом двигатель БПДП20-117п2 установить в этот корпус, оснастить обтекатель высотомером, упростить систему спасения и отказаться от стабилизаторов в пользу обычной рейки. В таком случае масса ракеты существенно уменьшалась, что дарило надежду на покорение заветной высоты.

Конструкция ракеты получилась такая:

Красным цветом — труба корпуса ракеты РП-3А. Серым — двигатель БПДП20-118п2 с двумя петардами вышибной системы (коричневые в черном защитном цилиндре. Желтый — обтекатель от РП-3А, расширенный еще одной целой капсулой от киндерсюрприза: в ней помещается высотомер на Arduino Pro mini и датчике давления BMP280 — показан синим цветом.

Функции стабилизаторы выполняет обычная деревянная рейка (сверху на рисунке коричневым цветом). «Свес» рейки за двигатель — примерно 50 см.

Стартовой направляющей для РП-3Б служит металлическая спица диаметром 2 мм. К ней ракета «крепится» скобами из обычной канцелярской скрепки (условно на рисунке обозначены черным).

Полная масса РП-3Б с двигателем, но без стабилизирующей рейки составила 147,9 грамм. С рейкой — не взвешивал, ориентировочно 160-170 грамм.


В новом полете РП-3Б использовался уже слетавший (даже не помню сколько раз) двигатель — это, ставший классическим, вариант безсоплового двигателя БПДП20-115п2. Пластиковая трубка d25х2,3х140 от слетавшего двигателя — заклеил один торец новой картонкой и залил «карамель». В качестве вышибного заряда классической системы спасения использованы две петарды.

Корпус двигателя — пластиковая труба PN10 25×2,3 длиной 140мм) (M) и внутренним диаметром 20,4 мм (D). Заглушка — картонный диск (из визитки) вклеенный конторским клеем и закрепленный скотчем. Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала — 118мм (l).

После затвердевания топлива в картонной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2мм на глубину (в толще (H) глухой части топлива длиной 21 мм — примерно на 11 секунд задержки) 8 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 10 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 91,3 грамм (масса топлива 70,6 грамм) . БПДП20-118 удлинен отрезком трубки длиной 40мм от использованных ранее БРДП20. Трубка необходима для защиты стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.


Обтекатель — половинка и целая капсула от КиндерСюрприза. Половинка очень хорошо надевается на корпус РП-3Б. В целую капсулу удачно вмещается высотомер с аккумулятором. Капсулы соединены бумажной трубкой внутренним диаметром 32 мм сверху обмотанной цветным скотчем. Между собой капсулы скреплены винтом М3: к нему же крепится резинка амортизатора (черная линия на схеме ракеты) и толстая нитка, связывающая капсулу и плату высотомера.

Масса обтекателя 12,7 грамма, высотомера с АКБ 10,6 грамм.

В качестве тормозящего спуск элемента в РП-3Б использована тканевая лента длиной 1,5 м. Лента пришита к резинке амортизатора.


14 апреля 2018 года. Ясная солнечная погода, снег резко за неделю растаял. Ветерок есть, но часты паузы затишья. Тепло — примерно +14. Полет состоялся в пол-четвертого…

Видеозапись полета

Запись с ближней камеры (в нее даже попал спуск ракеты на ленте)

Как все происходило.

Начало движения затянулось — двигатель разгорался целую секунду (обычно хватало 0,6 сек). Ракета пошла вверх сначала ровно, затем наклонилась (проявился дефект изготовления двигателя — от частых полетов трубка потеряла цилиндричность и канал получился смещенным от центра — компенсация в виде рейки не помогла). Направляющая оказалась слишком гибкой и не удержала ракету на вертикали — это хорошо видно на кадрах ближней камеры.

После схода ракеты со старта она вроде бы пошла по наклонной траектории, но все равно оказалась почти прямо над головой (и упала совсем рядом).

До окончания активной работы двигателя взлет был идеально ровным. 

Затем (уже на стадии движения по инерции) ракету закрутило по спирали. Кстати, в этот момент был хороший рывок — прекратилась регистрация данных  — последний отсчет 222 метра. Ракета поднималась еще 2 секунды (теоретические подсчеты дают высоту порядка 400-500 метров).

Далее ракета развернулась к земле. Трассер еще работал — траекторию очень хорошо видно.

Успешно сработали обе петарды, появилась лента (кстати, ее очень хорошо видно!) — и на ней ракета опустилась в 20 метрах от точки старта. Проблем с поиском — не было.

Все в ракете — цело.


Регистратор — подкачал. Не смог доработать до апогея. Рывок в момент окончания работы двигателя (переход к невесомости) — окончание тяги более десятка «же», привел к кратковременному сбою по питанию. «Фантастические цифры» полета:

Скорость даже не показываю, по этим данным она больше скорости звука! Такого быть не может! Поэтому данные регистратора весьма сомнительны, хотя очень хорошо коррелируются  с визуальными наблюдениями!


Некоторые цифры Шестого полета РП-3Б

Дата и время : 14.04.2018 15:30

  • Ветер западный, с ощутимыми порывами
    Температура +12
    Ясно, солнце
  • Общее время полета 15,2 сек (6 сек спуск на ленте)
    Максимальная высота 222 м (на 0,7 сек полета) — окончание работы двигателя, прекращена регистрация
    Теоретическая высота 350-500 м (2,7 сек полета)
    Максимальная скорость больше 2000 км/час (на 0,7 сек полета, высота 222 м, явно что-то не так!)
  • Время работы двигателя 1,7 сек (1,0 сек до начала движения; 0,7 сек — полет до макс.скорости)
  • Срабатывание петарды 10 сек, высота 60 м (на спуске)
    Скорость спуска на ленте (1,5 м, вместо парашюта) около 33 км/час
  • Двигатель: d=7: D=20,4: l=118 : L=140
    Задержка: 21мм топливо + 8мм фитиль
    Время задержки: 10 сек
  • Место падения 30 м от старта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.