Для проверки работы второго варианта двигателя с шашками в ПП трубе снова использовал ракету РП-35.
РП-35 довольно крупная ракета: 50 мм труба, длина более метра. Масса «под килограмм. В ракете используется боковой выброс парашюта. Для управления ССР применен сервопривод SG-90.
Перед запуском ракета не претерпела существенных изменений. На борту контроллер на Arduino Pro mini, LoRa передатчик, GPS приемник и барометр.
Основное в этом старте — второй вариант двигателя РДП20-200, отличие от первого в составе топлива — теперь это смесь сахара и сорбита в качестве горючего. Хотелось посмотреть — выдержит ли ПП труба предлагаемые нагрузки.
Параметры двигателя в описании. На всякий случай обмотал ПП трубу скотчем — надеялся, что это повысит прочность.
Масса ракеты оказалась больше 900 грамм. В теории, сахар должен дать больший импульс. Давление в корпусе двигателя также должно быть выше.
Параметры РП-35 во третьем запуске такие же как во втором:
- масса ракеты 903 грамма
- положение центра тяжести 635 мм от носа (запас устойчивости около 3D)
5 ноября 2022 года. Похолодало. Ветерок. Чтобы не плутать по зарослям — ушел в поле подальше, хотя направление ветра было «не в лес».
Вид на ракету перед стартом сверху и снизу
![]() |
![]() |
Снег еще не выпал, травка — зеленая…
Видеозапись третьего запуска РП-35.
Сделал сравнение двух стартов (второго и третьего) — видно как запуск двигателя на сахаре происходит намного раньше, однако скорость подъема на сорбите — выше (ракета улетает быстрее). Это странно…
Ракета улетела недалеко (210 м), парашют было видно с точки старта.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На месте падения обнаружил сломанный стабилизатор.
Подвела антенна передатчика ракеты — сигнал был намного слабее обычного.
Двигатель — цел. Никаких следов повреждений нет:
![]() |
![]() |
![]() |
Но, учитывая явные проблемы с приготовлением топлива, это не показатель. Допускаю, что давление в двигателе было много меньше расчетного.
Сопло разгорелось очень неравномерно. Поэтому и сильные «виляния» ракеты в полете.
Данные.
Данные полета, считанные с контроллера (обработка в Excel). Тут синим — высота, оранжевым — скорость.
Высота полета по данным барометра — 122 метра. Начальный участок — не показатель — ракета сильно «виляла».
Те же данные, обработанные MFR. Высота c усреднением по 4-ем отсчетам:
тоже, без усреднения (выброс здесь убирать не стал):
Расчетная скорость (по данным датчика давления):
Полет получился коротким, получено всего 4 отсчета с координатами.
слева — старт.
Итоги
С познавательной точки зрения полет не получился:
- Двигатель «завелся» правильно. При наличии сахара, зажигание проходит более уверенно, чем на чистом сорбите (там присутствует фаза плавления).
- Скорость схода с рельса 14 м/с — намного меньше, чем на сорбите (17 м/с). Это «неправильно» — импульс с сахаром (и давление, и тяга) должны были бы быть выше и ракета должна была уйти быстрее.
- Очень неравномерный прогар пластикового сопла. Это плохо. Получается, что использовать вариант сопла из заглушки — нельзя. Буду пробовать стальную шайбу или цементное сопло.
- Явное несоответствие топлива теоретическому. Коллеги говорят, что виноват перегрев при плавлении топлива.
Файлы
- Данные с контроллера rp35-3data
- Данные с приемника LoRa-GPS rp35-3loragps
- Данные с Android приемника LoRa-GPS gps2map rp35-3