Второй запуск ракеты РП-35 сделал для проверки «нового полипропиленового двигателя«.
РП-35 довольно крупная ракета: 50 мм труба, длина более метра. Масса «под килограмм. В ракете используется боковой выброс парашюта. Для управления ССР применен сервопривод SG-90.
Перед запуском ракета не претерпела существенных изменений — лишь пришлось перепечатать нижнюю часть модуля ССР. На борту контроллер на Arduino Pro mini, LoRa передатчик, GPS приемник и барометр.
Основное в этом старте — двигатель РДП20-200. Хотелось посмотреть — выдержит ли ПП труба предлагаемые нагрузки.
Параметры двигателя я привел в соответствие реальным (уменьшил диаметр по топливу). В итоге теоретические данные двигателя такие:
Масса ракеты оказалась много больше предполагаемой: больше 900 грамм. В результате — теоретически полет должен выглядеть так:
Т.е. двигатель не совсем подходит для этой ракеты. Его бы надо в 40 мм РП-30 — было бы более оптимально!
Параметры РП-35 во втором запуске
- масса ракеты 903 грамма
- положение центра тяжести 635 мм от носа (запас устойчивости около 3D)
30 октября 2022 года. Теплый, сырой, ветреный день. Удалось поймать просвет между дождями.
Вид сверху и снизу:
![]() |
![]() |
… и вид на поле и облака (сразу после запуска пошел дождь):
Видео запись второго запуска ракеты РП-35 (краткий вариант):
… и полное видео
В целом — вполне удачный запуск. Двигатель не подвел.
Кадры старта с разных камер:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Запустилось хорошо, однако сразу после схода с рельса (по кадрам скорость примерно 16 м/с — вполне хорошо), ракета наклонилась. Причем по ветру! а не против него! Сразу бросилось в глаза — ракета резво пошла (намного проворнее, чем с безсопловиками).
На глаз ракета пошла высоко. Даже потерял ее из вида на фоне облаков. Но быстро разглядел на спуске. Раскрылся парашют и ракету понесло ветром в кусты. Падение произошло в лесу (эти заросли вполне можно лесом назвать). Удаление (потом по координатам определил) — 326 метров.
Поиски.
Сигнал LoRa-GPS был устойчивым. Координаты шли. Но решил найти простым осмотром местности. Примерное направление на место падения было. Вышел на край поля (пошел дождь, пришлось спешно сворачиваться, приемник/телефон положил в карман). Передо мной сплошная стена кустарника. Определил направление максимума сигнала и полез в чащу. Добрался до первой полянки — сигнал существенно выше, направление — изменилось. Еще пролез метров 30 сквозь заросли. Новая проверка сигнала. Так на пятый раз я в зарослях травы (выше пояса) — увидел в стороне на ветках парашют.
Фото с места падения.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Уже дома разобрал ракету, осмотрел двигатель. После полета масса двигателя составляла 70,8 грамма (при начальной 160 грамм).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Двигатель после полета — как новенький! Никаких следов нагрева и прочего. Явно можно поднимать давление выше.
Данные.
Позднее считал с контроллера данные барометра и построил график полета.
Вариант высоты (синим, в метрах) и скорости (оранжевый, в м/с)
Графики давления, скорости и высоты из программы MFR (pinko) — это обработка специальным образом отформатированных данных с контроллера.
Таким образом, высота — всего 257 метров (в сравнении с теоретическими 345).
По данным GPS профиль полета получился таким:
Примерно можно определить где я продирался сквозь кусты…
Файлы
- Принятые с LoRa-GPS данные rp35-2_gps2map
- Данные с регистратора бортового контроллера rp35-2data
- Скетч контроллера (v620a) ProBmpGPS_E19SC_HT1818_v620a