Предыдущие запуски двигателей в ПП трубе и соплом в виде дырки в ПП заглушке (РП35-2, РП35-3) показали, что давление труба держит хорошо, однако из-за неравномерного разгара сопла полет получается «непредсказуемым». Еще один вариант ПП движка решил сделатьс измененным соплом. В заглушку вложил стальную шайбу (в этом запуске — М6). Предполагалось, что разгорание отверстия будет ограничено диаметром шайбы. Обычно проблема с металлом в двигателе возникает из-за высокой его теплоемкости: шайба моментально нагревается и плавит «все вокруг».
Параметры двигателя:
- Длина трубы двигателя 235 мм (заход заглушки на трубу примерно 10 мм)
- Масса трубы с сопловой частью 53,2 г
- Массы шашек (сорбитовая карамель) 29,8 + 30,2 + 28,4 + 12,7
- Масса топлива («шашечной колбаски») с бронировкой 103,9 г
- Масса двигателя 168,3 г (с обмоткой скотчем 171,5 г)
- Масса двигателя после полета (со скотчем) 69,9 г
Конструкция двигателя была подробно описана ранее: первый, второй. Фотографии сборки двигателя для четвертого запуска РП-35 ниже.
Перед установкой «сопловой заглушки» в нее помещаем стальную шайбу М6. Теплозащиту, а заодно и центрирование шайбы в заглушке сделал бумажным скотчем (по 4 слоя с каждой стороны шайбы).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Шайба прижата к заглушке расплавленным концом трубы корпуса двигателя:
![]() |
![]() |
Подготовка и «упаковка» шашек (3 шт по 66 мм + глухая 24 мм)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Шашки вложили в трубу двигателя (заглушка-сопло уже установлена)
![]() |
![]() |
Крайнюю глухую шашку поддавливаем отрезком трубы PN10 диаметром 20 мм и ставим верхнюю заглушку
В итоге получается такой двигатель
![]() |
![]() |
Теоретические параметры получившегося двигателя такие:
Подготовка ракеты ничем не отличалась от предыдущих запусков. Параметры остались прежними.
Масса ракеты не изменилась — около 900 грамм.
19 ноября 2022 года. Выпал снег. Температура ниже нуля. Легкий ветерок. Не успел в чистый небесный просвет, пришлось пускать на фоне облаков.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Особенностей подготовки к запуску не было. Спутники появились практически сразу. Видеозапись четвертого запуска ракеты РП-35:
Кадры старта ракеты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Поначалу все шло как положено: ракета довольно резво (14 м/с) сошла с рельса. Слегка завалилась в сторону ветра. Однако довольно скоро сверху раздался хлопок и от ракеты с дымом что-то отделилось и начало самостоятельно падать. Камерой следил за ракетой и не смог засечь места падения отделившегося «нечто» (так и не нашел). После хлопка подъем ракеты шел по спирали. Ракета достигла апогея, развернулась к земле. Сработала система спасения, раскрылся парашют, ракета хорошо опустилась в 160 метрах от точки старта.
Фото с места падения
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С виду — все цело. Есть повреждение стабилизатора от удара о землю. Потеряна крышка парашютного отсека (позднее я ее нашел в 20 метрах от места приземления ракеты). Электроника работает. Сигнал (приемник pinko) не терялся на всем пути. Координаты есть.
Уже дома достал двигатель. Цел. Все на месте. Сильно (до 14 мм) разгорелось отверстие для сопла. Шайба на месте. Термозащита — сгорела напрочь. Шайба никак не закреплена — болтается.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Вывод: давление корпус держит, но шайбу надо укреплять.
Данные
Данные о полете взяты из контроллера (давление, температура, напряжение питания), приемников LoRa-GPS от pinko и моего.
Скорей всего непонятный выброс связан с хлопком. Видимо от возросшего давления лопнула шашка и ее часть выбросило из рагоревшегося сопла.
Данные о расчетной скорости (по данным датчика давления):
Данные о высоте по расчетам в Excel (выброс — убрал):
Траектория полета по данным GPS похожа на реальную:
Интересно отметить, что по данным GPS высота (270 м) выше чем по датчику давления (230 м) — такое впервые.
Файлы
- Данные LoRa-GPS с приемника для смартфона на Android rp35-4dat
- Данные LoRa-GPS с приемника pinko (без потерь) rp35-4loraGPSscr
- Данные о высоте (давлении) с контроллера (v620a) rp35-4mfr