Для очередного запуска ракеты использовал вариант двигателя в ПП трубе с зажатой шайбой М5 критикой.
Очередной шаг в отработке простого варианта карамельного двигателя: карамельные шашки, в качестве сопла — стальная шайба М5. В дополнение к этому — повторное использование корпуса двигателя (в предыдущем случае он летал в третьем запуске РП-35).
Сводка данных по «новому» двигателю:
- Корпус от двигателя РДП20-200-2 (третий запуск сорбит+сахар)
- Шашки: залиты 12.11, изъят каналообразующий стержень 19.11, сборка 26.11
- Массы шашек до коррекции: 29,9+30,9+27,4+9,0
- Длина отсека по шашки 213 мм
- Длина «колбаски» шашек 218 мм (после коррекции 211 мм)
- Длины шашек после коррекции 65 * 3 + 16 мм
- Массы шашек после корректировки: 29,5+30,5+27,0+7,9
- Масса двигателя без сопловой части 153,6
- Масса двигателя общая 169,1
Параметры двигателя с критикой 5,5 мм
Очень высокое (для трубы PN10) давление — в теории, в конце работы более 50 атм. Велика вероятность разрушения.
Использован летавший прежде корпус двигателя
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С виду — корпус абсолютно целый, срезана заглушка сопла. В результате общая длина стала меньше на 10 мм. Это вполне компенсируется уменьшением «глухой» шашки.
Этапы изготовления двигателя.
Исходные шашки (потом пришлось несколько (на 1 мм) уменьшать их длину
Предварительная раскладка «колбаски» шашек
Далее — сборка уже «скорректированных» шашек
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Помещаем шашки в корпус
![]() |
![]() |
Для шайбы М5 сделал шайбу крепления, чтобы ее отцентровать. В качестве теплоизоляции использован бумажный скотч и силиконовый герметик.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Шайбу в заглушке также промазал герметиком
Крайнюю шашку зафиксировал отрезком трубы 20 мм. Труба слегка выступает. При установке заглушки с соплом, шашки и шайба с соплом «поджимаются».
В результате получился такой двигатель
![]() |
![]() |
![]() |
Установка двигателя в корпус ракеты выполнена с помощью двух уплотнительных пластиковых колец.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ракета РП-35 к своему пятому запуску не претерпела изменений
Масса ракеты около 900 грамм, запас устойчивости около трех калибров
Внесено небольшое дополнение: в предыдущем запуске на холоде резинка ССР лопнула, поэтому в конструкцию добавлена петля для удержания крышки парашютного отсека.
27 ноября 2022 года. Прохладно (-5), небольшой ветер. После «ледяного дождя» все покрыто ледяной коркой. Направляющую все еще смог вбить молотком в землю…
Последние снимки целой ракеты РП-35 перед запуском
Через несколько минут этот двигатель разлетится на куски:
Головная часть после взрыва останется целой:
Видео пятого запуска РП-35 полное
Отдельно сделал замедленную «выжимку» запуска (видео краткое):
Произошло то, что предполагалось. Давление превысило допустимое (видимо, дополнительно сказалась и отрицательная температура), корпус двигателя не выдержал. На кадрах видно как разлетаются осколки двигателя и ракеты.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Две камеры стояли рядом с ракетой — взрыв попал в объектив обеих.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
… и другая камера
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
На месте падения почти не поврежденная головная часть:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Даже на высоте 13 метров ССР отработала. Видно, что крышка отсека открыта. Снег помешал высвобождению парашюта.
Попытался собрать разлетевшиеся в радиусе 20 метров наиболее крупные осколки.
![]() |
![]() |
Интересно, что в направляющей остался винтик М5 — им ракета «цеплялась» к рельсе. Также в углублении паза видны остатки бронировки шашек.
![]() |
![]() |
Уже дома разложил собранные осколки
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Разорвало корпус двигателя основательно — и трубу и обе заглушки. Фрагменты двигателя и рядом такой же двигатель «целый».
Кроме двигателя от ударного воздействия повредился и каркас для электроники:
… более крупно:
![]() |
![]() |
… это не повлияло на работу контроллера и GPS. Но восстанавливать узел — придется.
Данные
Большого смысла данные GPS и датчика давления не имеют… Тем не менее они есть. Данные о высоте (без фильтрации выброса в момент взрыва):
В данных, полученных по радиоканалу отсутствует отсчет 40 — как раз момент взрыва. Данные приведены ниже в файлах.
Выводы
Шайба М5 уже мала для такого двигателя. Надо ограничиться использованием шайбы под резьбу М6.
Холод существенно влияет на прочность пластиковых конструкций. Стоит для экспериментов дождаться теплой погоды.
Файлы
- Данные LoRa-GPS с приемника на Arduino rp35-5_gps2map
- Данные LoRa-GPS с приемника pinko rp35-5gpsdy
- Данные с контроллера (давление) rp35-5data
- STL файл удерживающей вставки для шайбы М5 25soplo_M5