Почему РП-19А слетала «почти хорошо» (запуск №5)

Очередным этапом в полетах РП-19А стала проверка «летабельности» на более мощном двигателе…

Ракета была «перенастроена» на более длинный движок. ПДПГ20-170пс (такое условное название «нового» двигателя) сделан из пластиковой трубы PN10 диаметром 25 мм (как и раньше). Верхняя «заглушка» традиционно практически отсутствует: в топливо «вплавлена» петарда, вокруг нее «расплавлен» термоклей и установлена защитно-упорная трубка из ПВХ трубы диаметром 20 мм.

В «нижней части» двигателя на трении закреплена металлическая часть гильзы охотничьего патрона. 

Саморезами ее в корпусе не закреплял, т.к. по расчетам выходило довольно высокое давление и трубу могло разорвать (пусть уж лучше сопло вылетит). Гильза также удобна при формировании канала в толще топлива (облегчает центрирование стержня).

В итоге получился довольно длинный (240 мм) двигатель, который должен стартовать «сопловым», но очень скоро после взлета превратиться в «безсопловый». Длина канала составила 170 мм (5 из которых, занимает гильза). Масса топлива — 97,4 грамма. Общая масса двигателя 135 грамм. (Если считать по формуле Serge77 как для безсопловика, то тяга около 5 кг, с учетом полуторасекундной работы — что-то около 70 Н*с).

OpenRocket с этим двигателем дает такие параметры полета:

Учитывая, что все реальные данные примерно вдвое оказываются ниже «расчетных», ожидается полет на 200-250 метров.

После четвертого полета, случайно в руках оказался баллончик с желтой краской и … почти весь остаток оказался на корпусе РП-19А. На фото дальше видно, во что она превратилась… Не слишком красиво, но на практике очень «практично» — ракету стало видно издалека.

«Электроника» в полете полетела такая же, как и в предыдущих стартах — на Digispark и BMP280.

По массам раскладка получилась такой: корпус (80 см) — 290 грамм; головная часть с парашютом (23 см) — 76 грамм; двигатель с элементами крепления — 157 грамм; высотомер-регистратор — 12 грамм. Итого: 535 грамм.


19 октября 2019 года. Суббота. Пятый старт РП-19А. Погода отличная: проглядывается чистое небо, ветра практически нет, довольно тепло (около +15)

Вид со стороны двигателя

… и головной части

Полная видеозапись пятого запуска РП-19А

сокращенная, только сам взлет (с двух точек)

Как все происходило.

Довольно уверенный старт (в сравнении с предыдущими запусками)

чувствуется более мощный двигатель. Практически сразу после взлета — еле слышен на записи хлопок — вылетело «сопло».

Дальше довольно уверенный подъем, хотя видно как ракету слегка «мотает».

Ракета взлетела довольно высоко, и даже показалось, что пропала из вида. Слышно хлопок разорвавшейся петарды и, на фоне слепящего солнца, падение ракеты. Отчетливо видно, что головная часть отстрелена и болтается на резинке, а парашюта… НЕТ.

Раздался звук удара о землю…

Ракета вошла в почву не так уж и далеко от старта — примерно 70 метров.

Звука «маячка» слышно не было. Но, без всяких действий с моей стороны, высотомер ожил и выдал звук подготовки к обнаружению взлета. Пришлось поторопиться — отключить альтиметр, чтоб данные случайно не затерлись.

Ракета вошла в мягкую землю не слишком глубоко. Повреждений — нет. Парашют застрял из-за «халатности при укладке» — впредь надо быть аккуратнее…


Данные полета с регистратора

Ниже показан график изменения высоты (синим, в метрах) и «слегка отфильтрованный» — скорости (желтым в км/час). Отсчеты времени по 100 мс.

Высота максимальная — 250 метров.

Ниже — первая часть полета (до отстрела головной части, где и находился альтиметр). Тут красным показана «сырая» скорость.

Скорость на взлете в максимуме — около 250 км/час; скорость спуска — около 100 км/час.

ИТОГ: вполне нормальный полет стал бы хорошим, если бы не парашют…