В чем разница «почти одинаковых» стартов (четвертый запуск РП-19А)

Невзрачный третий запуск РП-19А заставил сделать «дубль». Четвертый старт «тяжелой» ракеты во всем походил на предыдущий…

В полет отправился отлаженный высотомер на Digispark, отлично себя проявивший на маленькой РП-18А.

В качестве двигателя использовал тот же «набор», что был третьем запуске РП-19А. ПДПГ20-75п2 — пластиковая труба с гильзой на месте сопла. Канал 75 мм, диаметр 6 мм; по топливу — 20,6 мм. Вышибной заряд сократил до одной петарды. Большой износ пластиковой трубки двигателя заставил ее «перевернуть» и обрезать изношенные 5 мм с торца. «Глухая часть топлива» (типа «стопина») для задержки срабатывания заряда составила 18 мм (ракета тяжелая, полетит не высоко — парашют надо раньше раскрывать). В итоге: полная масса двигателя 78 грамм, топлива в нем — 46 грамм.

Расчетные параметры двигателя:

В Open Rocket получилось примерно следующее (про высоту — очень оптимистично, если прикинуть «тягу» двигателя по полетам РП-18А, то высота должна быть не более 90 м…)

В системе спасения полетел все тот же «драный, обгоревший» красный парашют.


13 октября 2019 года. Воскресенье (накануне был сильный ветер — отложил, но и в воскресенье он был не малым). Старт проходил с дальней площадки.

Подготовка к старту стала очень удобной: все было собрано дома в тепле. Оставалось только включить высотомер пинцетом…

Видеозапись вполне вразумительного полета:

Есть и сокращенный вариант:


Разбор четвертого старта РП-19А.

Двигатель «завелся» нормально. Ракета с трудом сдвинулась с места (хотя, помня тяжелый третий старт, смазал направляющую). Сошла с направляющей на невысокой скорости.
На записи видно, как ее мотнуло в начале свободного полета (но стабилизация сработала нормально).Дальше на видеозаписи видно (и слышно) негромкий хлопок и «горб» на дымном следе. Это не выдержала давления гильза — сопло разорвало (такой же хлопок был и в предыдущем полете, но значительно раньше). Потихоньку РП-19А стала разгоняться… но топливо закончилось. По инерции ракета еще немного поднялась… и развернулась к земле. Довольно на большой высоте сработала петарда и раскрылся парашют. Парашют раскрылся и ракета довольно спокойно приземлилась.

Полет был невысоким и ракета опустилась от старта метрах в двадцати — искать не пришлось. Высотомер пищал (и снова «не тем звуком» — видимо опять было пропадание питания и программа перезапустилась и была в состоянии обнаружения старта). Все детали РП-19А были целы. Снова «здорово» прогорело сопло двигателя (в диаметре с 6 мм увеличилось до 10 мм). 

Таким оно было перед стартом


Анализ данных высотомера.

К счастью, данные регистратора не «перезатерлись» — удалось просмотреть (хоть и не полную) картину полета. Отсчеты времени 100 мс, синим — высота в метрах, красным — скорость в км/час (если это можно назвать графиком).

Регистрация прекратилась после срабатывания петарды (видимо от давления сдвинулся выключатель).

Высота полета — всего 62 метра (в предыдущем старте — 38 метров). Скорость — около 100 км/час.

Причины неудачного старта: тяжелая ракета, для сдвига с места двигателю «долго надо раскочегариваться», поэтому активная работа на подъеме уменьшается. К тому же тонкое металлическое сопло из гильзы не выдерживает давления — его разрывает, при этом тяга резко падает.