Чем отметилась новая РП-16 (первый старт)

В зимнем старте пятидесятимилиметровая РП-15 была полностью разрушена (остались только стабилизаторы). В «черную субботу» 25 августа были потеряны все остальные (40 и 32 мм) ракеты. Для «морального удовлетворения» сделал новую 50 мм ракету — РП-16…Корпус РП-16 выполнен из «серой» канализационной трубы диаметром 50 мм. Головная часть — 170 мм. Обтекатель выполнен методом «корона» — 8 секторов на длину прорези 100 мм. Основной корпус — 730 мм. Соединение выполнено отрезком той же трубы с вырезанным 10 мм сектором — получилось плотно, но вполне «легкоразъемно». Отрезок закреплен в головной части двумя винтами М3. К одному из них крепится двойная резинка амортизатора из обычной «резинки от трусов». Стабилизаторы, доставшиеся от РП-15 (3 шт) крепятся к трубе корпуса ракеты металлическими уголками, саморезами с ПШ (3,5 х 13 мм) и винтами М3 с гайками. Двигатель (в первом старте БПДП20-111п2) закреплен в корпусе втулками, набранными из отрезков труб 32, 40, 50 мм. Получилось довольно крепко.

В качестве  спасающего устройства используется шестиугольный парашют со стороной 22 см. Длина строп — 82 см. Крепление строп обычным узлом в середине резинки амортизатора.

Полная длина ракеты 900 мм. Масса собранной ракеты без двигателя — около 336 грамм  (головная часть 53 г; тело (без стабилизаторов и крепежа двигателя) — 168 г; кольцо крепления двигателя (их — два) — 20 г; полная масса основного корпуса (корпус+стабилизаторы+крепеж) — 262 г).


В первом полете РП-16 полетел пластиковый вариант безсоплового двигателя. Это труба PN10 — такие сейчас почти не применяют — толщина стенки современной трубы много толще, да еще и армирование применяют.

Размеры для 25 мм трубы — толщина стенки 2,3 мм; отсюда внутренний диаметр 20,4 мм.

Проверенный безсопловый двигатель традиционной конструкции с двумя петардами в качестве вышибного заряда классической системы спасения.

желтое — это топливо, коричневые — петарды, синий — фитиль и стенка корпуса, справа — картонные заглушки (рыжий) и термоклей (зеленый). Длина канала l = 111 мм, диаметр d = 6мм, общая длина гильзы с топливом М = 120 мм. Н = 9 мм. С помощью защитной пластиковой трубки (на рисунке — зеленым цветом) длина двигателя наращена до L = 210 мм. Диаметр (по топливу) D = 20,4 мм.

Сверху заглушка сделана из картона! После затвердевания топлива в ней сверлятся два отверстия диаметром 2 мм сквозь заглушку и в толще топлива на глубину 5 мм. В них пройдут фитили двух петард длиной по 15 мм. Петарды закреплены термоклеем. Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и картонная заглушка с петардами по центру. После окончания работы мотора срабатывает петарда (хотя бы одна). Избыточное давление формируемое ей сбрасывает обтекатель и выбрасывает тормозную ленту. По идее, «лишнее» пламя «гасится» прокладкой между двигателем и лентой.

Масса собранного двигателя БПДП20-111п2 (Безсопловый Пластиковый Двигатель = БПДП) составила 80,4 грамма (без петард). Масса топлива — 61,9 грамма. Весь двигатель в сборе: с петардами и защитной удлиняющей трубкой потянул на 91,8 грамма.

В корпус ракеты (труба 50 мм) двигатель вставляется достаточно плотно с помощью уплотнения втулками набранными из отрезков труб разных диаметров. Для запуска двигателя используется обычный электрозапал из нихромовой проволоки диаметром 0,3 мм с обмазкой из ракетного топлива. 

Никакой электроники в первом полете не было (вся разлетелась…)


8 сентября 2018 года — Суббота. Ясный, почти безоблачный день. Уже не жарко: комаров совсем нет…

Температура — примерно +22. Легкий (с порывами) ветерок. Пуск состоялся в 09:45.

Сработал только второй запал (первый, почему-то, не желал «воспламеняться»)…

Видеозапись полета с внешней камеры XTC-100

Начало работы двигателя и уход с направляющей — с ближней камеры:

Старт с внешней камеры замедленно:

Как все происходило: Дымок из двигателя появился с небольшим запозданием — через пару секунд после нажатия «Пуск».Ракета начала движение через 0,4 секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась влево. После набора скорости выправилась и очень хорошо пошла вверх.

Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!). Но глазом ее было отлично видно. Ракета разделилась — было видно как парашют раскрылся. Падение ракеты было хорошо видно.

Искать ракету не пришлось — парашют лежал поверх травы метрах в 70 от старта.

Ракета целехонька, даже стропы не переплелись (как обычно это бывало).


Итоги: полет выдался отличным для такого небольшого двигателя и довольно большой ракеты. Отлично сработала система спасения — парашют успешно вышел и раскрылся.

Полное время полета составило 37 секунды. Спуск примерно 26 секунд. Спуск попал в кадр камеры, установленной на старте, легко удалось посчитать скорость спуска и, соответственно, высоту взлета. Высота полета — примерно 220 метров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.