Как РП-14А «улетела на солнце» (старт №10 — последний)

К юбилейному, десятому старту РП-14А снова подготовил «железный мотор». В последний раз он слишком резво поднимал ракету и она этого не перенесла… 

Теперь слегка скоррекировал размер канала (уменьшил на 5 мм) и сделал «попрочнее» крепление обтекателя.

Хорошо сработавший доработанный высотомер должен был показать картину полета. Система спасения оставлена ленточная. Обычная атласная лента (12 руб за метр) — в корпус влезло лишь полтора метра.

Ракета должна была взлететь, после отработки топлива взорвалась бы петарда, от чего слетел бы обтекатель и на ленте ракета спокойно бы приземлилась (на радость зрителей).

Как сказано выше, в качестве корпуса двигателя использован отрезок дюралюминиевой трубы d27,9 х 1,1 х 165. Внутренний диаметр ее 25,7 мм. Торец (заглушка), залит эпоксидным клеем на глубину 10 мм. Топливо — «стандартная карамель». В качестве вышибного заряда классической системы спасения так же как и ранее использованы две петарды.

Корпус двигателя — дюралюминиевая труба длиной 165 мм (M) и внутренним диаметром 25,7 мм (D).

Заглушка — эпоксидная, толщиной 10 мм. Для надежности, в корпусе проделаны 4 отверстия диаметром 2 мм. Клей проходит в них и заглушка хорошо держится. Технология заливки такая:

  • На торец трубы мотора накладывается картонный диск (по диаметру)
  • Край трубы у диска обматывается скотчем клейкой стороной наружу
  • Диск закрепляется следующим слоем скотча (уже клеевой стороной к трубе)
  • Получившаяся «ванночка» (стенки высотой 10 мм — скотч, дно — картонный диск, диаметр — как раз по трубе), заполняется эпоксидным клеем
  • В «ванночку» опускается торец двигателя. Ждем затвердевания — двигатель (корпус) — готов.

Канал в топливе делается шпилькой диаметром 6мм (d), обмотанной газетной бумагой и скотчем. Длина канала (l) уменьшена, по сравнению с передыдущими полетами, до — 125 мм (ранее было 130 мм).

После затвердевания топлива в картонно-эпоксидной заглушке сверлятся два отверстия диаметром 2 мм на глубину (в толщу (H=25мм) глухой части топлива — примерно на 10 секунд задержки) 5 мм. В отверстия вставляются нити фитилей двух петард (свободная длина фитиля — около 13 мм). Корпуса петард закрепляются на картонной заглушке термоклеем. Две петарды использованы «с запасом» для надежности — были случаи «не взрыва» петард…

Масса двигателя с топливом, но без петард — 172 грамм (масса топлива 126 грамма, что на пару грамм больше, чем ранее) . РП-14 имеет отсек для установки двигателя длиной 200мм (L). Поэтому БАДП26-125 удлинен отрезком пластиковой трубки диаметром 20 мм и длиной 40мм. Трубка необходима так же для защиты пластиковых стенок ракеты от взрыва петарды — взрыв происходит внутри трубки и все газы направляются в одну сторону — на отстрел обтекателя. Двигатель и удлиняющая трубка соединены термоклеем.

В корпус ракеты (труба 32 мм) двигатель вставляется достаточно плотно, в качестве термоизоляции (нагрев металла довольно силен) использован слой газетной бумаги на конторском клее. Масса собранного двигателя с петардами и трубкой составила 181 грамм. 

Для запуска двигателя снова используется «необычный электрозапал» из нихромовой проволоки — без обмазки из ракетного топлива. 

Забегая вперед, надо сказать, что идея оказалась вполне рабочей, хоть и требует от аккумулятора большего тока — нить диаметром 0,3 мм имеет довольно малое сопротивление (порядка 1 Ом).


В десятом (как и во всех остальных) старте РП-14 носовая часть была загружена высотомером/барографом на Arduino Pro mini и BMP280 с питанием от литиевого аккумулятора. В дополнение к неоднократно летавшему модулю добавлена плата, на которой разместил кнопку выключателя, повышающий DC-DC модуль (15В для питания передатчика 433МГц) и сам модуль передатчика. Масса 22,4 грамма вместе с АКБ. Антенну пришлось сделать из МГТФ — гибкой, т.к. места под обтекателем почти не оставалось.Наличие выключателя позволило провести полную сборку ракеты в домашних условиях (на старте остается лишь пинцетом надавить на кнопку включения). Наличие передатчика в теории должно помочь в нахождении ракеты в высокой траве, даже ее не видя.


Отличие РП-14А от предыдущих стартов РП-14 в конструкции крепления стабилизаторов.

В новом старте использовано винтовое крепление — конструкция понятна из фото. Слишком короткие хомуты привели к расположению стабилизаторов «набекрень». Это никак не влияет на «вертикальность полета».

Масса пустой ракеты 123,1 грамма. Общая масса снаряженной ракеты с «железным мотором» составила 334 грамма (примерно на 90 г больше, чем с пластиковым БПДП20). Высота РП-14А — составила все те же 46 см.


25 августа 2018 года — Суббота. Ясный безоблачный день. Жарко: комары — почти незаметны…Температура — примерно +27. Легкий (с порывами) ветерок. Пуск состоялся в 13:50.

Из-за проблем с залипанием контактов реле (ток там «не хилый» — более 10А — что стало сказываться на надежности включения запала), старт прошел скомкано.

С запозданием стартовала ракета хорошо. Десятый старт РП-14А можно посмотреть:

Полет замедленно:

Старт и проход по направляющей замедленно

Итак, что же произошло в очередном пуске
Двигатель довольно хорошо завелся. Ракета пошла вверх ровно, После схода с направляющей прошел завал в сторону ветра. Далее подъем проходил уверенно вертикально.

Ракета так высоко ушла (главное — выдержала ускорение и не развалилась), что ее перестало быть видно. Когда трассер закончил работу — небо стало чистым. Раздался звук разорвавшихся петард, но ни ракеты, ни ленты рассмотреть в небе не удалось.

Попытка обнаружить падающую ракету в безоблачном небе не увенчалась успехом. Получасовые поиски в поле с пеленгатором также ни к чему не привели.

Вероятная причина аварии: обтекатель не отошел — лента не раскрылась.

ИТОГ: ракета слетала здорово — явно выше 400 м. К сожалению, потеря…


Информация о десятом полете РП-14А

Дата, время: 25.08.2018 13:50

  • Ветер есть, но на полет не повлиял.
    Температура +27, ясно.
  • Общее время полета до отслеживания трассером 14 сек
  • Срабатывание петарды 13 сек
  • Двигатель БАДП25-125п2, размеры (мм): d=7: D=25,7: l=130 : L=165
    Задержка срабатывания петард: 30мм топливо + 15мм фитиль
    Масса пустого двигателя 44,9 г
    Масса заправленного 168,2 г
    Масса топлива 123,3 г
    Масса двигателя с петардами 174,9 г
  • Ракета РП-14А (диаметр трубы корпуса  32 мм)
  • Масса РП-14А без двигателя (без высотомера)  123 г
    Общая масса РП-14А (с двигателем)   334 г
  • Длина двигательного отсека (основной корпус)  330мм
    Длина головной части 140мм
    Общая длина РП-14  470 мм + 10 мм выступ двигателя БАДП25-132п2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.