Как вильнула хвостом реанимированная РП-11 (старт №19)

В предыдущем старте сорокамилиметровая РП-11Д с железным мотором ожидаемо высоко взлетела, но «спаститсь» не смогла… Через по-года удалось восстановить ракету из остатков. В новом-очередном старте воспользовался обычным пластиковым мотором…Новый вариант корпуса РП-11 состоит из трех частей: остатки двигательной части наращены отрезком трубы и отделяющаяся головная часть — остатки «головы» РП-11Д. В итоге получилась РП-11Е.

Полная длина ракеты 555 мм. Масса собранной ракеты с оборудованием и двигателем — около 370 грамм.


В очередном полете РП-11Е летал пластиковый вариант безсоплового двигателя. Тот же что в восьмом старте РП-14. По методу Serge77 безсопловик строился из водопроводной ПВХ трубы. Это труба PN10 — такие сейчас почти не применяют — толщина стенки современной трубы много толще, да еще и армирование применяют.

Размеры для 25 мм трубы — толщина стенки 2,3 мм; отсюда внутренний диаметр 20,4 мм.

Проверенный безсопловый двигатель традиционной конструкции с двумя петардами в качестве вышибного заряда классической системы спасения.

желтое — это топливо, коричневые — петарды, синий — фитиль и стенка корпуса, справа — картонные заглушки (рыжий) и термоклей (зеленый). Длина канала l = 131 мм, диаметр d = 6мм, общая длина гильзы с топливом М = 150 мм. Н = 19 мм. С помощью защитной пластиковой трубки (на рисунке — зеленым цветом) длина двигателя наращена до L = 210 мм. Диаметр (по топливу) D = 20,4 мм.

Сверху заглушка сделана из картона! После затвердевания топлива в ней сверлятся два отверстия диаметром 2 мм сквозь заглушку и в толще топлива на глубину 5 мм. В них пройдут фитили двух петард длиной по 15 мм. Петарды закреплены термоклеем. Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и картонная заглушка с петардами по центру. После окончания работы мотора срабатывает петарда (хотя бы одна). Избыточное давление формируемое ей сбрасывает обтекатель и выбрасывает тормозную ленту. По идее, «лишнее» пламя «гасится» прокладкой между двигателем и лентой.

Масса собранного двигателя БПДП20-131п2 (Безсопловый Пластиковый Двигатель = БПДП) составила 100,2 грамма (без петард). Масса топлива — 76,9 грамма. Весь двигатель в сборе: с уплотнительными кольцами крепления, петардами и защитной удлиняющей трубкой потянул на 110,2 грамма.

В корпус ракеты (труба 40 мм) двигатель вставляется достаточно плотно с помощью уплотнения втулками от скотчаДля запуска двигателя используется «необычный электрозапал» из нихромовой проволоки диаметром (0,3 мм) — без обмазки из ракетного топлива. В предыдущем старте такой игнитор успешно запустил мотор.


Парашют тот же, что летал в предыдущих полетах РП-11 и РП-14, размещается во внутреннем пространстве двигательного отсека ракеты.

Высотомер был усовершенствован — в него добавлен радиопередатчик 433 МГц для системы обнаружения. Устройство собрано на отдельной плате, к которой припаяны: Arduino Pro mini с датчиком давления BMP280; модуль 433 МГц передатчика; повышающий преобразователь напряжения (с 3,6В до 16В) для увеличения мощности передатчика и литиевый аккумулятор 150 мА*час. Все это вместе с антенной (17 см медный провод) как раз уместилось в головной части РП-11Е. Вместо выключателя, на внешнюю стенку корпуса были выведены два проводка — включаем перед стартом простой их скруткой.


25 августа 2018 года — Суббота. Ясный безоблачный день. Жарко: комары — почти незаметны…

Только что «на солнце улетела РП-14А в своем десятом старте«…

Температура — примерно +27. Легкий (с порывами) ветерок. Пуск состоялся в 14:20.

«Черная суббота» продолжилась: запал не срабатывал… Проверка цепи заняла некоторое время. Перед повторной попыткой запуска налетел порыв ветра и сработал алгоритм обнаружения старта ракеты — пошла запись регистратора. Пришлось снова отменить запуск. После перезагрузки регистратора удалось осуществить запуск двигателя…

Видеозапись полета с внешней камеры XTC-100

Начало работы двигателя и уход с направляющей — с ближней камеры:

Старт с внешней камеры замедленно:

Как все происходило: Дымок из двигателя появился с большим запозданием — через несколько секунд после нажатия «Пуск».Ракета начала движение через 0,4 секунды после этого. Бодро сошла с направляющей.

Сразу после этого чуть-чуть завалилась вправо. Почти сразу отвалился один стабилизатор. Ракета пошла в почти горизонтальный полет по спирали.

Вскоре ракета скрылась из поля зрения камеры (HD разрешение без зума — маловато!). И даже глазом на безоблачном небе — ее было видно только пока догорал трассер: как ракета разделилась — было не видно. Парашют не раскрылся, однако падение ракеты было хорошо видно: головная часть болталась отдельно от корпуса.

Искал ракету по 1-2 часа в день всю отпускную неделю. Прочесал все поле, но найти РП-11Е не удалось (может из-за травы — по колено).


Итоги: полет выдался вполне нормальным (если не учитывать потерю стабилизатора и переход в горизонтальный полет). Не сработала система спасения — застрял парашют. Из-за этого при ударе о землю «отключилась» электроника и поиск ракеты стал сильно затруднен…

Полное время полета составило 23 секунды. Высота полета — визуально примерно 200 метров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.