Как удалось запустить РП-12Б красиво (одиннадцатый старт)

Целый ряд неудач при запусках РП-12Б (да и РП-8) с небольшими моторчиками, сделанными из остатков гильз привел к некоторым выводам…И главный из них — увеличение длины канала двигателя технически возможно, это приводит к увеличению давления внутри мотора и, как следствие, к росту тяги. А вот бумажный корпус маленького моторчика не всякое давление выдержит. Практика дала такой результат: для двигателя с соплом диаметром 6 мм и диаметром «по топливу» 20 мм, длина канала не должна превышать 40-45 мм, если корпус двигателя сделан из бумаги (три листа офисной бумаги А4 «на конторском клее»!


Новый моторчик был сделан из остатков гильзы патрона. Технология изготовления — такая же как в двигателе из седьмого старта РП-8.

Бумажная трубка для корпуса будущего мотора — из трех листов офисной бумаги А4. В такую трубку (внутренний диаметр 20 мм) очень плотно входит металлический капсюль — даже клеить не надо!

Методика формирования канала и заливки топлива аналогична РДПГ20-36.

Сверху заглушка присутствует и сделана она из эпоксидного клея! В топливо в верхней части «вплавлена» петарда и все это «залито» эпоксидкой.Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и «каменная» эпоксидная заглушка с петардой по центру. После окончания работы мотора срабатывает петарда. Избыточное давление формируемое ей сбрасывает обтекатель и выбрасывает парашют. По идее, «лишнее» пламя «гасится» прокладкой между двигателем и парашютом.

Схема мотора РДП20-40пЭ получается такая:

желтое — это топливо, коричневая — петарда, синий — фитиль и стенка корпуса, слева — металлический капсюль с соплом 6 мм, справа — эпоксидная заглушка (серый).

Двигатель работает, топливо догорает, зажигается фитиль петарды, она взрывается — создается избыточное давление в корпусе и двигателя, и ракеты — отстреливается головная часть — парашют выходит…

Масса собранного двигателя 54 грамма; топлива в нем — 42 грамма. Масса почти такая же как и у РДП20-50пЭ за счет избытка эпоксидного клея (так уж вышло). Принципиальная разница моторов в длине канала (и общей длине) — на 10 мм меньше!


Второй бедой РП-12Б была неустойчивость в полете — ракета норовила завалиться набок. В очередном старте носовая часть была утяжелена полезной нагрузкой — высотомер на Arduino Pro mini.

и… забегая вперед, надо сказать это положительно сказалось на поведении ракеты в полете…


После юбилейного полета РП-12Б была в довольно плачевном состоянии:

парашют окончательно обгорел, резинка амортизатора сильно обуглилась, головная часть уже никак не соединялась с корпусом ракеты.

Пришлось использовать парашют от РП-8 и новую резинку в качестве амортизатора. Крепление резинки заменил на обычные винтики М3.


5 августа 2017 года — теплый летний вечер. Весь день сильнейший ветер, но к вечеру он немного утих. Температура — около 25, комаров и слепней — тучи!!! Собрал стартовую установку (ДУ на 315МГц так понравилось, что без него — уже никак).

Традиционный вид снизу на РП-12Б перед 11-ым стартом:

Вид сверху:Фото перед стартом:

Кино про «наконец-то: идеальный» одиннадцатый старт РП-12Б можно посмотреть:

Итак, что же произошло в очередном пуске
двигатель нормально завелся обычным «запалом» (от повышенной летней влажности топливная обмазка нихромовой нити «растаяла», но это не помешало запуску). Ракета пошла вверх очень ровно, завала набок не было, ракета набрала приличную высоту.Общее направление полета оказалось » к деревне». Было видно как ракета наверху развернулась к земле (дымовой след есть). Глазом падение хорошо наблюдалось, а вот на видео оно лишь «угадывается» — расстояние более 150 м.

На высоте примерно 20 м сработала петарда (даже на записи звук слышно). Отстрелился обтекатель и было видно в последний момент раскрытие парашюта у самой земли…

Поиски привели в заросли травы выше человеческого роста.

Комары сильно обрадовались присутствию человека. Совсем неожиданно ракета была найдена в этих зарослях.

Вид на место старта (там вдали в 200-ах метрах точно по центру кадра стоит стартовая направляющая). Ракета была совершенно целой, головная часть лежала глубоко в траве, нос даже слегка вошел в землю.Высотомер. Arduino светилась огоньком нормального питания, а вот контрольный индикатор (D13) высвечивал код ошибки связи с датчиком давления BMP280. Анализ содержимого EEPROM регистратора показал нормальный уровень питания (3,7 В) и полное отсутствие изменения давления на протяжении всех 50-ти секунд записи… 🙁

Произошло следующее: полет (и, видимо, регистрация параметров) прошел нормально, но от удара произошел сбой по питанию (программа перезапустилась) и КЗ в цепях связи с датчиком. Это привело к запуску цикла регистрации и высотомер записал ровненькую линию покоя на земле. (Вполне возможно, что это произошло еще в полете).

Двигатель. Эпоксидная заглушка не повреждена и не сдвинута с места (как в полете РП-8). Петарда сработала — верхняя часть «отстрелена», само «тело» осталось в эпоксидной заглушке.

От чрезмерного давления в двигателе, «сопловая» его часть получила небольшой выгиб наружу.

Система спасения. Сработала очень хорошо, хоть и поздновато. Интересно, что прокладка (ватный диск) остался в корпусе ракеты и обгорел лишь слегка

ИТОГ: ракета очень хорошо слетала — как и должна с таким двигателем. Отлично сработала система спасения (хотя не мешало бы ей сработать на пару секунд по-раньше). Регистратор — подвел! надо придумать алгоритм «по хитрее». И ОЧЕНЬ повезло в поисках! Впредь без системы обнаружения даже такие малые ракеты как РП-12Б отпускать в полет не следует! 🙂

Результат «на глазок» — высота полета явно выше 100 м, а дальность «улета» от старта — почти 200 м.