Чем закончилась авария в седьмом старте РП-8

После испытаний «моторчиков» из гильз, многострадальная РП-8 приобрела довольно потрепанный вид. 

Кроме «дыры в боку» РП-8, остались несколько металлических частей (назовем их капсюлями, хоть это и не верно!) от «гильзовых двигателей».

Вот и было решено из них собрать самостоятельные ракетные моторы.

Отрезал я пластиковые излишки от капсюля. Подобрал бумажную трубку для корпуса будущего мотора (очень удачно подходят корпуса отработанных БРДП20-ххх). В такую трубку (внутренний диаметр 20 мм) очень плотно входит металлический капсюль — даже клеить не надо!

Саму трубу от БРДП20 изнутри надо почистить от остатков сгоревшего там топлива (грязновато, но вполне реализуемо с помощью обычного ножа). Далее методика формирования канала и заливки топлива аналогична РДПГ20-36.

Сверху также формируем эпоксидную заглушку с установленной в ней петардой. Тут я проверил два метода: в седьмом полете РП-8 — петарду клею прямо на топливо, потом все заливается эпоксидкой; в восьмом — сначала эпоксидка, а потом к ней клеим петарду.

Схема мотора по первому варианту (назовем его РДП20-40п) получается такая:

желтое — это топливо, коричневая — петарда, синий — фитиль и стенка корпуса, розоватый — эпоксидная заглушка, слева — металлический капсюль с соплом 6 мм.

Двигатель работает, топливо догорает, зажигается фитиль петарды, она взрывается — создается избыточное давление в корпусе и двигателя, и ракеты — отстреливается головная часть — парашют выходит…

Масса собранного двигателя 42,6 грамма; топлива в нем — 28,1 грамма.


Сама «потрепанная» РП-8 удачно подходит для проверки нового мотора, но требует косметического ремонта. Пришлось подклеить стабилизаторы. Вставить внутрь корпуса (двигательная часть) бумажную трубку для «латания дыр». Снова удача — очень хорошо, с сильным трением в корпус вошла труба от отработанного БРДП25-ххх.

С внешней стороны также пришлось прикрыть дыры листом бумаги (трубка на канцелярском клее). Бумага прикрыта цветным скотчем.

Последнюю дырку — в нижней части между стабилизаторами — просто заклеил скотчем.

Ракетка вышла крепенькой и вполне «поисковоспособной» из-за своей расцветки в зеленой траве. Из минусов — возросла масса ракеты почти на 20 грамм — до 128 грамм!  Вместе с двигателем ракета на старте весит около 170 грамм.


24 июня 2017 года — очередной совсем не жаркий летний день (точнее вечер). Весь день сильный ветер, а к матчу с Мексикой нашей сборной — он утих. Температура чуть меньше 20, комаров — тучи!!! Собрал стартовую установку (ДУ на 315МГц так понравилось, что без него — уже никак).

Ракета перед сборкой — на диване

На старте

Вид снизу — можно и сопло рассмотреть, и как запал подключается

Пуск в начале седьмого вечера

Кино про седьмой старт РП-8 можно посмотреть

Итак, что же произошло

Аккумулятор пусковой установки подсел (уже только 10В ХХ, вместо 12, а уж при включении запала (0,8 Ом) — вообще…), поэтому запуск двигателя затянулся. Ракета пошла вверх нормально, традиционно завалилась влево, но — выровнилась… Вот тут-то и пошло все не так — видно как отлетел обтекатель

совсем уж «не по расписанию». Причем усилие было такое, что крепление резинового амортизатора вырвало из корпуса обтекателя. Вышел парашют (еще на этапе подъема), что привело к переходу полета в стадию спуска. Двигатель продолжал работать, но ракета — падала.

Причем в двух единицах — корпус сам по себе, обтекатель — сам…

Ракета упала в 10 метрах от старта и продолжала дымиться в траве. На корпусе РП-8 появилась еще одна дыра 🙁

Обтекатель лежал так же не очень далеко

Осмотр комплектующих показал прогар боковой стенки двигателя (а так же защитной трубки внутри корпуса ракеты и самого корпуса)

Явный дефект изготовления: видимо топливо имело пустоты — куда пламя и пошло. Вырвалось из двигателя и пошло вверх внутри корпуса РП-8. Это привело к сбросу обтекателя. По пути «подгорел» парашют.Петарда, как ни странно, сработала нормально (на видео слышно хлопок). Но надобности в ней уже не было. Верхняя часть двигателя (место петарды): 

ИТОГ: ракета взлетела, конструкция двигателя — вполне работоспособная, парашют работает отлично. А вот с двигателем надо быть аккуратнее на этапе заливки топлива — побольше простукивать и закладывать небольшими объемами!