Устоял ли рекорд высоты в третьем пуске РП-12А

Постарался учесть итоги второго полета РП-12А в очередном запуске. И прежде всего встала задача обеспечения большей устойчивости ракеты…

Для повышения запаса устойчивости РП-12А (увеличения расстояния между центром тяжести и центром давления) пришлось утяжелить головную часть ракеты. В качестве полезной массы использовал «КРОНУ» (солевая батарейка 9В 6F22 массой 36 грамм). В результате запас устойчивости вырос на целый калибр (диаметр ракеты) и появился «нормальный» источник питания для радиомаяка системы поиска. Пришлось доработать схему высотомера — добавить стабилизатор напряжения на 3,7В.

В третьем запуске РП-12А была использована все тажа система спасения «резинка 2». Для спасения ракеты оставил систему парашютов из вытяжного (треугольник 15 см) и небольшого основного (квадрат со стороной 18 см) из третьего полета РП-11 парашютов (не верилось, что вытяжной не сможет «вытянуть» основной — как это было в предыдущем старте).

Особенности третьего запуска РП-12А:

  • В системе спасения «Резинка 2» оставлены два парашюта;
  • В головной обтекатель добавлен вес — батарея 6F22;
  • Барограф на базе Digispark и BMP280 с радиопередатчиком 433МГц запитан от 9В батареи;
  • Двигатель обычный бессопловый с чуть увеличенной тягой в сравнении с предыдущим стартом, так же с вплавленной нитью для системы спасения.
  • Полная масса ракеты возросла до 255 грамм

Двигатель — БРДП20-95н — классический, неоднократно проверенный. Особенности: через картонную заглушку в глухую часть топлива вплавлена нить. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Длина канала — 97 мм. Масса двигателя — 69 г.

Полусобранная ракета с установленным двигателем; осталось состыковать головную часть и корпус и натянуть удерживающую нить:

Третий полет РП-12А состоялся весной, 4 марта 2017 года. Вид на ракету:С утра — солнце, к моменту старта появились облачка, довольно сильный ветер, так что запуск в 12 часов был отменен. К 16-ти ветер стих, солнце еще светило, мороза нет — температура +4. Окружающий пейзаж…

В итоге, полет получился. Ракета хорошо ушла со старта. Ветерок все же был и ракету слегка снесло на выходе с направляющей. Ракета бодро устремилась вверх и скрылась из глаз. На стадии спуска удалось ее разглядеть — спуск проходил только на вытяжном парашюте, было видно как болтается обтекатель. К сожалению даже на HD записи спуска не видно (расстояние более 200 м).

Батарейка отработала хорошо: примерно за 50-60 м стало слышно радиомаяк и поиски заняли не более 5-10 минут. График полета (после легкой чистки кривой скорости) можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий); скорость в км/час (сиреневый)):

  • Высота полета — 256 м (пока это третий результат из 53-х запусков);
  • Максимальная скорость (наверно, около) — 250 км/час;
  • Скорость на спуске (примерно) — 50 км/час;
  • Общее время полета — 25 сек (емкости EEPROM ATtiny85 не хватило на хвостик спуска).
  • Время работы двигателя — примерно 1,5 сек (до высоты 100 м).

Выводы: Полет получился. Все системы сработали хорошо… Cистема поиска даже в мокром снегу хорошо себя проявила. На поиски ушло не более 10 минут, ракета удалилась от старта на 200 м (серая линия):ниже — на фото видно водонапорную башню — точка старта за 100 м перед ней.

По видеозаписи можно рассчитать скорость на выходе с направляющей — более 15 м/с  (последний кадр — подъем примерно на 60 см при частоте 30 кадров в секунду) — вроде, вполне нормальная, но ветер ракету все-равно слегка сдул…

На земле — в мокрый снег немного зарылась:головная часть отстрелена, вытяжной парашют вышел. После раскопок: