Как бы высоко модель ракеты не взлетела, ей предстоит падение и встреча с землей. Если не предпринять мер по снижению скорости соприкосновения с планетой, то потери неизбежны…
Как правило, для замедления снижения используется парашют.
Интерес представляет устройство механизма выброса парашюта. Обычно используется пиротехническая система. В корпусе ракеты создается избыточное давление, приводящее к «разлому» корпуса и высвобождению из него парашюта. Ранее был рассмотрен вариант «Пиро1» и «Пиро2». Здесь рассмотрим альтернативный вариант — без взрывов внутри корпуса ракеты.
Идея использовать резинку, пружинку и проч. для отстрела части ракеты не нова: подобное я использовал в ракете РП-5. Недостаток такого решения — привязка к работе двигателя и использование практически всего объема корпуса ракеты… Отличное решение я нашел у Serge77 в его ракете «Полюс». Система спасения «резинка» была разобрана ранее…
Пять первых полетов РП-7 показали довольно хорошую работу системы. Программа четко определяла момент начала падения, пиропатрон стабильно пережигал удерживающую обтекатель нить…
Однако энергоемкость системы довольно высока: надо иметь на борту достаточно мощный источник энергии для поджигания пиротехнического устройства… Блок управления получается довольно тяжелым — около 100 грамм.
«Резинка 2» — некоторый возврат назад, это совмещение систем спасения от РП-5 и «резинки». В ней нить, удерживающая обтекатель, вплавлена в топливо в верхней части двигателя (как в РП-5).
Парашют(7) вместе с обтекателем(5) «выстреливается» из корпуса ракеты(6) с помощью «высвобождения» натянутой резинки(2). Резинка выполняет две роли: это и механизм разделения, и амортизатор парашюта. Резинка закреплена в корпусе винтом М5(1). Он же является верхним, удерживающим ракету на пусковой направляющей, устройством.
Сложенный парашют размещается в верхней части ракеты. Стропы крепятся на резинке ближе к обтекателю — так, чтобы при «отстреле» парашют был гарантированно «вытянут» из ракеты — это, к сожалению, не всегда происходит 🙁 . (В пятом полете РП-7 использован вытяжной парашют — теперь проблем с «выходом» основного (большого) парашюта не стало). Резинка натягивается и головная часть устанавливается на ракету. Небольшой бортик в нижней части обтекателя фиксирует его в правильном положении. Размер этого бортика должен быть минимальным, чтоб не мешать «разлому» ракеты.
Обтекатель фиксируется на месте ниткой(4). Она крепится одним концом за обтекатель, другим — вплавлена в топливо двигателя(3). Разрушение нитки происходит в конце работы двигателя, когда догорает топливо в верхней его части — тяги уже нет, только дым. Толщину слоя надо выбрать так, чтобы ракета уже падала в момент перегорания нити — 15 мм — это гарантирует 🙂 .
При выгорании всего топлива — нить перегорает, под действием резинки обтекатель «отламывается», парашют — высвобождается.
Проверил два варианта размещения удерживающей нити в корпусе двигателя: первый вариант — как на схеме выше (нить выходит через отверстие в заглушке) и второй — где нить выходит через дырку в корпусе двигателя.
В тестовых системах использовались бумажные трубки с топливом залитым примерно на 18 мм глубины трубки (задержка срабатывания (перегорания нити) примерно 7-8 секунд).
Видеозапись теста системы — ниже…
Вроде бы все сработало почти как надо! Парашют, только, решил остаться в корпусе ракеты. Надо стропы более сильно натянуть и точку их крепления к резинке поднять по-выше к обтекателю.
Оба варианта не вызвали прогорания корпуса двигателя. Внешний вид корпуса псевдодвигателя для варианта с выводом нити через верхнюю заглушку (у меня — картон от визитки):
Во втором случае, когда нить проходит через боковую стенку:
Вывод: система очень проста и вполне работоспособна.
Эта система (вариант 1) и полетела на РП7 в шестом полете.
Достоинство — не нужна хорошая батарейка в блоке управления, да и вообще — от него можно отказаться… И, к тому же, ничего не взрывается!
Минус — мы не можем повлиять на выброс парашюта — система привязана к работе двигателя!