Чем отметился юбилейный запуск (третий полет РП-11)

Пятидесятый пуск ракеты! Ровно год прошел с первого запуска РП-1. Юбилейный старт выпал на РП-11 — третий полет ракеты с  «задней» системой спасения

Для третьего полета РП-11, помня как в предыдущем старте парашют застрял в корпусе, смастерил небольшой парашют (квадрат со стороной 18 см). Он стал единственным, место положения — на месте вытяжного — около двигателя. «Задняя» система спасения (вариант 2) предполагает выброс двигателя после его отработки. За двигателем вытягивается вытяжной парашют.

Особенности третьего запуска РП-11:

  • На юбилейный старт приобрел Action HD камеру;
  • В системе спасения только один парашют;
  • Барограф на базе Digispark и BMP280 дополнен радиопередатчиком 433МГц;
  • Двигатель обычный бессопловый небольшой тяги с вплавленным проволочным крючком слегка модернизированный (удлинен на 10 мм по сравнению с предыдущим запуском).

Двигатель — БРДП20-105к — классический, неоднократно проверенный. Особенности: через картонную заглушку в глухую часть топлива вплавлен крюк. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Масса двигателя — 72,5 г.

Собранная ракета с установленным двигателем и парашютом:

Для регистрации давления атмосферы удачно подошла конструкция из обычного Digispark-a (ATtiny-85) и Bosch-евского датчика BMP-280. Конструкцию дополнил модулем передатчика 433МГц и умножителем напряжения. В качестве питания использован сохранившийся после сгорания в седьмом полете РП-7 видеорегистратора MD-80 Li-Po аккумулятор. Устройство получилось очень легкое и малогабаритное.

Третий полет РП-11 состоялся 11 февраля 2017 года. С утра — облачность, к моменту старта небо еще больше затянулось, сильный ветер, мороза нет — температура — около 0.

В итоге, полет совсем не получился. Ровно нехотя ровно ушла со старта. Сразу наклонилась и перешла в горизонтальный полет. Наблюдавшаяся в предыдущих полетах несбалансированность, в этом полете из-за двигателя большей массы еще больше себя проявила. Легкий «нос» и тяжелая «корма» сильно сместили центр тяжести к хвосту, что сделало ракету очень неустойчивой. Легкий наклон на выходе с направляющей привел к горизонтальному полету, в сбалансированной ракете этого бы не произошло — ракета смогла бы выровняться…
На стадии спуска двигатель был отстрелен уже внутри сугроба… Естественно, вытяжной парашют не смог выйти. Ракета практически горизонтально ушла в снег далеко в кустах. Найти небольшое отверстие в снегу удалось только благодаря работе радиопередатчика системы обнаружения.Пришлось раскапывать снег, чтоб найти ракету.

Потянув на стабилизатор удалось вытащить ракету. Никаких поломок нет.

Двигатель хоть и был отстрелен, но остался вместе с парашютом в корпусе ракеты из-за снега.

График полета можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий); скорость в км/час (сиреневый)):

  • Высота горизонтального полета — 13м;
  • Максимальная скорость — 90 км/час;
  • Скорость на спуске — 50 км/час;
  • Общее время полета — 3 сек.

Выводы: Полета не вышло. Все системы сработали хорошо. Удивила система поиска — сигнал передатчика было слышно из-под снега на ненаправленную антенну с расстояния более 20 м. Явная ошибка в проектировании — ракета вышла крайне неустойчивой!