Как вел себя Digispark во втором полете РП-11

После вполне успешной проверки второго варианта «задней» системы спасения на РП-11 захотелось повторить полет с нормальным парашютом…

 

Для второго полета РП-11 смастерил небольшой парашют (шестиугольник со стороной 20 см). Вытяжной парашют оставил прежний. «Задняя» система спасения (вариант 2) предполагает выброс двигателя после его отработки. За двигателем вытягивается вытяжной парашют, а за ним и основной.

Особенности второго запуска РП-11:

  • Вместо «имитатора» парашюта — нормальный…;
  • Для определения высоты полета смастерил «барограф» на базе Digispark и BMP280;
  • Двигатель обычный бессопловый небольшой тяги с вплавленным проволочным крючком слегка модернизированный (удлинен на 10 мм по сравнению с предыдущим запуском).

Двигатель — БРДП20-95к — классический, неоднократно проверенный. Особенности: через картонную заглушку в глухую часть топлива вплавлен крюк. Материал корпуса — два слоя офисной бумаги А4. Топливо — обычная сорбито-селитровая карамель. Масса двигателя — 68,5 г.

Внешний вид двигателя:

Собранная ракета с установленным двигателем и парашютом:

Для регистрации давления атмосферы удачно подошла конструкция из обычного Digispark-a (ATtiny-85) и Bosch-евского датчика BMP-280. Даже не потребовалось дополнительной пайки и деталей — только ПО. В качестве питания использован сохранившийся после сгорания в седьмом полете РП-7 видеорегистратора MD-80 Li-Po аккумулятор. Устройство получилось очень легкое и малогабаритное.

Второй полет РП-11 состоялся 4 февраля 2017 года. С утра — солнце, чистое голубое небо. Но, к моменту старта небо затянулось, сильный ветер, морозец — градусов 10.

В итоге, полет — получился таким, каким и ожидался. Ровно нехотя ушла со старта, тяга двигателя явно маловата. Скорость на выходе с направляющей была маловата — видно как ракету после выхода снесло ветром вбок. Далее полет пошел не столько вверх, сколько в сторону.
На стадии спуска двигатель был отстрелен, вытяжной парашют отлично вышел, но не смог вытянуть из корпуса ракеты основной. Ракета ровно воткнулась в снег далеко в кустах и даже осталась в вертикальном положении. Никаких поломок нет.

Толщина «глухого» слоя топлива в двигателе была рассчитана верно — картонная заглушка осталась цела.

График полета можно посмотреть на схеме ниже (высота в метрах (синий); скорость в км/час (сиреневый)):

  • Высота — 100м;
  • Максимальная скорость — 150 км/час;
  • Скорость на спуске — 50 км/час;
  • Время работы двигателя — 1,5 сек;
  • Длительность взлета — 4 сек;
  • Общее время полета — 12 сек.

Выводы: Сам полет — хорош. Не высок, но это даже лучше — все на виду: медленный взлет, видно апогей, отстрел двигателя и раскрытие парашюта… да и искать упавшую ракету долго не пришлось 🙂

Digispark вел себя нормально, но надо учитывать температуру рук, которыми производится установка и включение прибора. Изменение температуры устройство может воспринять как старт, поэтому — включаем и, не дожидаясь окончания теста, устанавливаем в ракету.

Корпус двигателя довольно сильно прогорел на участке, где был один слой намотки бумаги (20 мм у сопла). Впредь — бумагу жалеть не стоит…

Интересно так же отметить, что в очередной раз не «сгорела» обмазка топливом «запала»(игнитора), а нить накала, как обычно, осталась целой:

Реальная система спасения оказалась не вполне работоспособной — надо заменить парашют.