После трех успешных запусков «баночной» РП-41 скопились использованные двигатели. Решил посмотреть, как такой двигатель себя проявит при повторном использовании.
Для запусков ракеты из алюминиевых банок на первых порах использовал небольшие карамельные двигатели в полипропиленовых трубах диаметром 20 мм. Со стороны сопла в них использована ПП заглушка с отверстием 4,5 мм. В процессе работы, «сопло» разгорается до диаметра 9 мм (причем это стабильный размер во всех трех запусках).
В четвертом запуске проверен вариант повторной заправки трубы отработанного двигателя карамелью. В качестве формирователя канала использована такая же шпилька М5, как и при первом изготовлении двигателя. Карамель заправляется через верхнее отверстие (там, где была петарда. Затем снизу (через разгоревшееся отверстие сопла) вставляется каналообразующая шпилька.
Про планы на четвертый запуск снял отдельный ролик.
На рисунке ниже показаны исходный и повторный варианты сопловой части двигателей во втором и предстоящем четвертом запуске РП-41.
Слева двигатель из второго запуска. Красным отмечена картонная шайба, необходимая в процессе заливки карамели. Она оставлена в полете — выполняет роль бронировки торца топливной шашки и несколько защищает пластиковую заглушку.
Справа — повторное использование летавшего двигателя. Видно, что отверстие в заглушке «разгорелось» — имеет больший диаметр, чем слева. Карамель залита на весь объем трубы, т.к. картонная шайба выгорела.
Таким образом двигатель работает как бессопловик до диаметра разгоревшегося сопла, потом сопло остается относительно постоянного диаметра (на практике оно разгорелось дальше — с 9 мм до 11 мм).
В теории, тяга «повторного» двигателя должна быть меньше исходного варианта (однако, на практике, ракета взлетела даже выше).
Ракета в четвертом старте не претерпела изменений в сравнении со вторым.
В головной части полетели микроальтиметры от pinko с аккумулятором 18650 — все также как во втором запуске.
13 апреля 2024. Довольно сильная низкая облачность. Снега уже нет. Разлив довольно сильный — остался за кадром.
Тут вид на двигатель — даже видны следы предыдущего запуска (сопло)
В поле особо далеко не стал уходить. Общий вид на стартовую позицию.
Видео четвертого, оказавшегося вполне успешным, запуска РП-41
Полет оказался неожиданно удачным. Новый старый двигатель отработал замечательно, забросив ракету даже несколько выше, чем в исходном варианте.
Кадры старта ракеты
Скорость схода ракеты с рельса была «минимально рекомендуемой» — около 10 м/с. Это позволило побороться с ветром. Ракета уверенно пошла вертикально вверх.
На месте приземления — снова отломанный стабилизатор. Получилась очень хлипкая конструкция крепления — при падении на стабилизатор — крепление не выдерживает. В будущем, для крепления надо использовать иной вариант.
Данные с регистраторов
Питание с альтиметров отключил еще в поле. Данные считал уже дома. В целом, полет на 130 метров.
Данные с MAV версии 1.50 высота.
Остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Данные с MAV версии 3.50 высота.
Остальные параметры (давление, скорость, ускорение, температура и питание)
Некоторые цифры четвертого запуска
- длина канала от основания 109
- глухая часть 20
- клей в заглушке 5
- масса двигателя 61,8
- двигатель и скотч крепления — масса 65
- длина ракеты 780
- скорость схода с рельса 10,5 м/с