Из чего можно сделать ракету (РП-41, алюминиевые банки)

Видел несколько раз ракеты коллег, сделанные из «пивных» банок. Захотелось самому проверить этот материал в качестве корпуса ракеты.

Невольно, пришлось изучить «конструкционный материал». Для алюминиевых банок существует ГОСТ 33748-2023, в котором определены (в том числе) и размеры «изделий». Первоначально я ориентировался на диаметр 66 мм — под него и создал «комплектующие» (напечатал на принтере кольца креплений). Однако в реальности (в магазинах, «на дороге») мне попались банки 0,45 литра с внешним диаметром (по ГОСТу) 63 мм. Пришлось переделать детали…

Общая мысль при создании корпуса ракеты была такая: верхняя и нижняя части, собранные из пары банок. В нижней — сквозное отверстие максимального диаметра для размещения двигателя и парашюта (либо другой полезной нагрузки). Верхняя (для первого запуска) — упрощенная из целых (не обрезанных) банок: в будущем — также банки предполагается открыть для размещения полезной нагрузки. К нижней части с помощью внешних колец крепятся стабилизаторы.

Использование банок в качестве корпуса дает существенное уменьшение (примерно в три-четыре раза) общей массы ракеты в сравнении с ракетой, сделанной из пластиковых труб.

В качестве соединения банок, в верхней части — обычные бумажные кольца/трубы/муфты; в нижней части два пластиковых кольца — внутреннее и внешнее. Головная часть для первого запуска — простейшая: бумажный конус, оклеенный цветным скотчем.

В OpenRocket ракета получилась такой.

Массы переопределены для «максимальной похожести». Общая масса и центр тяжести модели совпадают с реальной ракетой.

Без дополнительных «вмешательств» ракета неустойчива — центр тяжести ниже центра давления. Поэтому в головной части предусмотрен груз 50 грамм (в первом запуске это просто болт с гайками, в дальнейшем — это может быть блок электроники).

Для упрощения конструкции (печати) выбрана схема с четырьмя стабилизаторами. Стабилизаторы сделаны из пластиковых панелей от сайдинга (толщина около миллиметра).

Для первого запуска выбран небольшой двигатель, ранее уже летавший на ракетах подобной массы. Первый вариант — безсопловый, в ПП трубе 20мм с длиной канала 85 мм: тяга невысокая, класс уровня D5.

Однако, расчет показал крайне низкую скорость схода с направляющей для ракеты общей массой 280 грамм , соответственно, невысокий полет. Запускать такой вариант смысла нет — ракета не взлетит, либо не успеет спастись.

Поэтому второй вариант — установка заглушки на двигатель с отверстием (соплом) фиксированного диаметра. Посчитан вариант для диаметра 4,2 мм (такое сверло имеется). Класс двигателя вырос до E17.

Графики полета показывают уже более «осмысленный» запуск — есть и высота (более 100м) и достаточная скорость «ухода» (в районе 10 м/с). Пришлось «доработать» безсопловик.

Для проверки системы спасения и прочности внутренних элементов корпуса провел тест с вышибным зарядом. В результате взрыва петарды в трубе крепления двигателя — все осталось не поврежденным. Ракета разделилась, парашют вышел…

Для первого запуска используется миниатюрный парашют от ракеты РП-38. Он, конечно, маловат для такой ракеты и дает скорость падения (по данным OpenRocket) в районе 12 м/с. Это выше общепринятого, но тем интереснее посмотреть что станет с банками.


Обзор ракеты снял на видео — аж в пяти частях:

1.Общий подход к задаче. Обрезание банки. Принцип установки колец нижней части.

2. Верхняя часть ракеты. Обтекатель. Соединение банок.

3. Нижняя часть ракеты. Сборка.

4. Тест системы спасения.

5. Теоретические параметры ракеты и первого запуска. Двигатель. Общий вид.

 


Некоторые числовые данные о конструкции и материалах:

  • масса обрезка панели сайдинга 129
  • стабилизаторы из нее  примерно треть = 50
  • масса двигателя (безсопловый) 47
  • масса ракеты пустой 124
  • расчетная масса ракеты 230
  • длина ракеты 170 + 310 + 300 = 780
  • положение цт ракеты в сборе без доп груза 620
  • крепеж меж отверстиями стабилизатора 130
  • внешний диаметр банок  64
  • диаметр ракеты по внешней стороне колец 66
  • длина канала двигателя 85
  • длина ПП трубы двигателя 110

Файлы

  • Файл .eng безсоплового варианта двигателя Apakhom_D5_16-85B5
  • Файл .eng варианта двигателя с ПП соплом 4.2 Apakhom_E17_16-85S4
  • Файл .ork описания ракеты для программы OpenRocket rp-41
  • Файл .stl внешнего кольца с креплением стабилизаторов
  • Файл .stl внутреннего кольца