Первый запуск ракеты из алюминиевых банок прошел в ясную солнечную погоду.
Запуску предшествовал довольно длительный период размышлений и сборки.
Для первого запуска выбрал простой двигатель в ПП трубе 20 мм. Длина трубки 110 мм, канал 85 мм. Выход заглушен ПП заглушкой с дыркой 4,5 мм — это «как бы сопло». В теории класс двигателя примерно Е17. Расчет в OpenRocket давал высоту полета в районе 170 метров (обычно практика дает более скромный результат в районе 70% от теоретического).
Для получения устойчивости пришлось загрузить головную часть ракеты гвоздиками (около 50 грамм). В результате запас устойчивости получился в районе одного калибра.
Система спасения выбрана «пиротехническая классическая» — петарда взрывается через некоторое время после окончания работы двигателя (на практике раскрытие парашюта произошло примерно через 9 сек с момента запуска двигателя).
3 марта 2024. Ясный солнечный день. Ветра почти нет. Учитывая невысокий полет, далеко в поле не пошел (добрался до первого следа снегохода).
Традиционно — вид снизу (на двигатель)
и — сверху…
Фото с места старта.
Видео первого запуска РП-41.
Что произошло.
Случился «форсмажор» с запуском двигателя. Аккумулятор довольно сильно разрядился и тока не стало хватать для нагрева нихромовой нити запала. Предполагая нечто подобное, захватил с собой «спайку» из трех литиевых 18650 аккумуляторов. Емкость у них (1,5А*ч) значительно ниже аккумулятора ИБП (7,2А*ч), но «зажигают» они запал значительно более уверенно. Вот только подсоединять провода пришлось обеими руками — в результате не смог снять старт с рук.
Двигатель завелся уверенно и ракета хорошо ушла с рельса (скорость схода по кадрам 11 м/с). Немного завалилась на ветер и пошла уверенно вверх.
После апогея ждал взрыва петарды в системе спасения. Показалось — ооочень долго. Ракета шла вниз и я уже приготовился выкапывать ее остатки. Однако, раздался взрыв, раскрылся парашют и ракета приземлилась метрах в пятидесяти от старта.
Встреча нижней части ракеты с довольно жестким настом привела к повреждению крепления одного стабилизатора.
На удивление — двигатель проявил себя довольно уверенно/надежно. Выдержала верхняя заглушка (20 мм карамели и 5+ мм термоклея). Т.е. давление в 10 атм вполне нормальное для такой конструкции. ПП труба не повредилась. Разгар «сопла» — до 9 мм (т.е. для расчета можно брать от 4,5 мм начального диаметра до 9 мм конечного — в пределах 5 мм).
В целом первый полет банок вышел вполне удачным. Можно продолжать работать с алюминиевыми банками.
Цифры полета
- Масса двигателя Е17 58 г
- Длина 110 мм + заглушка 10 мм
- Масса ракеты с двигателем (без доп груза) 241 г
- Масса груза (гвозди) 56 г
- Положение центра тяжести 54 см
- Запас устойчивости 6 см
- Длина ракеты 78 см
- Масса ракеты 297 г
- Скорость схода 11 м/с