Как слетали банки в первый раз (РП-41)

Первый запуск ракеты из алюминиевых банок прошел в ясную солнечную погоду.

Запуску предшествовал довольно длительный период размышлений и сборки.

Для первого запуска выбрал простой двигатель в ПП трубе 20 мм. Длина трубки 110 мм, канал 85 мм. Выход заглушен ПП заглушкой с дыркой 4,5 мм — это «как бы сопло». В теории класс двигателя примерно Е17. Расчет в OpenRocket давал высоту полета в районе 170 метров (обычно практика дает более скромный результат в районе 70% от теоретического).

Для получения устойчивости пришлось загрузить головную часть ракеты гвоздиками (около 50 грамм). В результате запас устойчивости получился в районе одного калибра.

Система спасения выбрана «пиротехническая классическая» — петарда взрывается через некоторое время после окончания работы двигателя (на практике раскрытие парашюта произошло примерно через 9 сек с момента запуска двигателя).


3 марта 2024. Ясный солнечный день. Ветра почти нет. Учитывая невысокий полет, далеко в поле не пошел (добрался до первого следа снегохода).
P40303-102409

Традиционно — вид снизу (на двигатель)
P40303-102417
и — сверху…
P40303-102421
Фото с места старта.
P40303-102722

Видео первого запуска РП-41.

Что произошло.

Случился «форсмажор» с запуском двигателя. Аккумулятор довольно сильно разрядился и тока не стало хватать для нагрева нихромовой нити запала. Предполагая нечто подобное, захватил с собой «спайку» из трех литиевых 18650 аккумуляторов. Емкость у них (1,5А*ч) значительно ниже аккумулятора ИБП (7,2А*ч), но «зажигают» они запал значительно более уверенно. Вот только подсоединять провода пришлось обеими руками — в результате не смог  снять старт с рук.

Двигатель завелся уверенно и ракета хорошо ушла с рельса (скорость схода по кадрам 11 м/с). Немного завалилась на ветер и пошла уверенно вверх.

rp41-1-a1 rp41-1-a2

После апогея ждал взрыва петарды в системе спасения. Показалось — ооочень долго. Ракета шла вниз и я уже приготовился выкапывать ее остатки. Однако, раздался взрыв, раскрылся парашют и ракета приземлилась метрах в пятидесяти от старта.

Встреча нижней части ракеты с довольно жестким настом привела к повреждению крепления одного стабилизатора.

P40303-103937 P40303-104016
P40303-103950 P40303-103953

На удивление — двигатель проявил себя довольно уверенно/надежно. Выдержала верхняя заглушка (20 мм карамели и 5+ мм термоклея). Т.е. давление в 10 атм вполне нормальное для такой конструкции. ПП труба не повредилась. Разгар «сопла» — до 9 мм (т.е. для расчета можно брать от 4,5 мм начального диаметра до 9 мм конечного — в пределах 5 мм).

P40303-103958 P40303-104010 P40303-104014

В целом первый полет банок вышел вполне удачным. Можно продолжать работать с алюминиевыми банками.


Цифры полета

  • Масса двигателя Е17 58 г
  • Длина 110 мм + заглушка 10 мм
  • Масса ракеты с двигателем (без доп груза) 241 г
  • Масса груза (гвозди) 56 г
  • Положение центра тяжести 54 см
  • Запас устойчивости 6 см
  • Длина ракеты 78 см
  • Масса ракеты 297 г
  • Скорость схода  11 м/с