Для проверки очередного пластикового двигателя выбрал 40 мм ракету РП-30. Ровно год назад был ее печальный второй запуск.В своем третьем запуске ракета полетела с очередным вариантом двигателя из ПП трубы. Основным «новым» моментом в изготовлении двигателя стало крепление шайбы сопла (М6) в корпусе. Оно выполнено не стандартной заглушкой ПП труб, а отрезками ПП труб разного типа. Шайба как бы зажата между кольцами из труб 20мм и закреплена «заглушкой» из отрезка трубы PN25 20мм — реально у нее внешний диаметр больше внутреннего диаметра корпуса двигателя, поэтому использован вариант вплавления этого кусочка…
Параметры двигателя «обычны» для карамельного топлива и 5 шашек по 33 мм длиной. Второй «спорный момент» в новом двигателе — использование пиротехнической задержки срабатывания системы спасения. В верхнюю заглушку вставлена петарды вышибного заряда.
Подробнее об этом в описании двигателя. Этот момент был вынужденным, т.к. вся электроника после краха РП-37 была в плачевном состоянии — надо паять все заново…
Пришлось верхнюю часть двигателя делать за «два захода»: сначала залил карамель прямо на торчащий фитиль петарды.
… и только потом установил «колбаску из шашек», в т.ч. с короткой глухой без верхней бронировки.
В итоге получился такой двигатель:
В качестве «подопытного кролика» для двигателя выбрал РП-30. Уже год она лежит под потолком подлатанная после всех своих неудачных запусков. Для небольшого двигателя нужна была достаточно легкая ракета — вот РП-30 как раз и подошла, чтоб уложиться в полкило стартовой массы.
- Масса пустой ракеты 332 г (в т.ч. голова 27 г)
- Масса двигателя (без крепежа) 149 г
- Масса ракеты 534 г
- Длина ракеты 830 мм
- Положение ЦТ 520 мм (от носа
Таким образом запас устойчивости — около 3 калибров.
Из электроники на ракете полетел только радиомаяк 433МГц.
29 мая 2023. Хороший «летний» день. Немного тревожил ощутимый ветерок и подозрительно часто летающий вертолет лесоохраны…
От ветра спрятался за небольшим кустарником меж полями
На фото видно установленный в 40 мм ракету двигатель (оранжевый круг — это армирование ПП трубы PN25.
Головная часть не пустотелая, так что высотомер некуда было положить…
Снизу ракета вполне смотрится на фоне голубого неба:
Видеозапись третьего запуска РП-30
Что произошло
Ракета довольно резво пошла с рельса (13 м/с). Сначала подъем был вертикальным. Как только ракета вышла из ветровой тени кустов, ее наклонило в сторону ветра (это нормально). Почти сразу после этого отделилась головная часть с радиомаяком и парашютом.
Видимо, сразу после запуска двигателя, «плохо себя повела» верхняя часть двигателя. Произошел прогар верхней заглушки. Первой сработала петарда системы спасения — в результате отстрел головной части. Потом «пожар» внутри корпуса пережег фал, соединяющий головную часть и тело ракеты.
С этого момента головная часть начала движение вниз. Часть очень легкая, набегающего потока воздуха не хватило для развертывания парашюта. Головная часть, радиомаяк и свернутый парашют упали недалеко от старта. Радиопоиск быстро вывел на точку падения.
Тело ракеты продолжило подъем. В это время двигатель отлично работал и поднял ракету довольно высоко (уж точно выше 200 метров) даже с открытой верхней частью. Ракета развернулась к земле (момент было видно). Потом я отвлекся на падение головной части и потерял ракету из вида. Лишь по звуку удара о землю было понятно, что полет окончился. Повезло — ростки гороха еще очень маленькие, поэтому достаточно быстро увидел метрах в 150 от старта светлый корпус ракеты. На фото видно как он деформировался. От «пожара» ПВХ размягчился и при ударе ракета согнулась. К моменту обнаружения труба остыла…
Двигатель от удара «въехал» в корпус ракеты до упорного винта М5
Первое впечатление — шайба сопла — на месте!
Интересно рассмотреть двигатель. Первым делом — наличие петарды вышибного заряда не является хорошим признаком. Надо менять заполнение карамелью верхней части двигателя. Либо надо менять крепление верхней заглушки.
А вот нижняя часть двигателя (сопло) сработали нормально. По фото видно, что шайба М6 на месте. Ее крепление — тоже. Таким образом внутреннее вплавление ПП трубы меньшего диаметра в корпус двигателя достаточно надежно. Хорошо видно, что труба PN25 20мм довольно сильно выгорела внутри (до слоя армирования), но осталась на месте.
Итог: двигатель можно делать по такой технологии. Но ракету придется возрождать…