Что будет, если наклонить старт (РП-18А, 54-ый запуск)

Продолжение проверки использования акселерометра для определения апогея (момента срабатывания ССР). По сути, 54-ый запуск — это повтор предыдущего с измененными начальными условиями.

Момент включения системы спасения ракеты может определяться разными способами. Один из них — момент апогея, когда вертикальная скорость ракеты равна нулю. Определение нулевой скорости можно возложить на акселерометр. Интегрирование ускорения, по сути, дает нам скорость. Таким образом, просто суммируя показания датчика ускорения в момент равенства суммы нулю, мы получаем искомый момент для срабатывания ССР.

В предыдущем запуске РП-18А успешно был проверен этот вариант определения апогея. В очередном запуске решил усложнить задачу — заставить ракету подниматься не вертикально, а с наклоном. Посмотреть, что в таком случае даст интегрирование ускорения.

Для «чистоты эксперимента» ракета ничем не отличалась от летавшей в 53-ем запуске. Альтиметры VEGA в количестве трех штук находились под обтекателем в той же «упаковке».

Двигатель сделан точно таким же. Более того, он сделан в той же трубке ПП 20 мм PN10. Масса двигателя 47,3 г, длина канала 84 мм (в предыдущем запуске не померил эти параметры).

IMG-20230303-201653 IMG-20230303-201847

Теоретические параметры двигателя получились почти такими же как у гильзы, но карамели здесь больше и корпус крупнее.brdp16-83

В итоге полет ожидался типовым — в район 100-150 метров. Параметры ракеты:

  • Масса ракеты 237,5 грамм
  • Длина ракеты РП-18А 580 мм
  • С выступающим двигателем — 605мм
  • Положение центра тяжести — 365 мм от носа


4 марта 2023. Уже весна! Довольно тепло (около нуля). Ветра почти нет.
IMG-20230304-102315

Традиционные — вид на двигатель и на головную часть (проводки — это «выключатель» для альтиметров.

IMG-20230304-102323 IMG-20230304-102331

Методика была такой: сначала ракета ставится в вертикальном положении (как в 53-ем старте). Включаем регистрацию, чтобы зафиксировать значения ускорений в этом положении. Затем ракета (направляющая) наклоняется на 15-20 градусов. Запуск производится из этого состояния. Наклон видно на фото перед стартом:

IMG-20230304-102652 IMG-20230304-102803

Видеозапись пятьдесят четвертого запуска ракеты РП-18А:

Пару кадров старта ракеты из наклонного положения. Видно как ракета быстро выправилась и пошла вверх.

rp18-54-1 rp18-54-2

По кадрам можно прикинуть скорость схода с направляющей — около 10 м/с.

Несколько кадров «издалека» — хорошо видно траекторию старта:

rp18-54-m1 rp18-54-m2 rp18-54-m3 rp18-54-m5 rp18-54-m4

Место старта и место падения ракеты :

IMG-20230304-102918 IMG-20230304-103438

Как все прошло: ракета «не захотела» лететь по наклонной траектории! Почти сразу она выправилась и пошла вверх. После прохождения апогея, раздался взрыв петарды вышибного заряда. Ракета разобралась и на ленточке спустилась недалеко от места старта. Фото с места приземления:

IMG-20230304-103542 IMG-20230304-103545
IMG-20230304-103550 IMG-20230304-103554
IMG-20230304-103613 IMG-20230304-103604

Все прошло замечательно. Ничего не сломалось, все отработало так, как было задумано.


Данные

Дома снял данные с микроальтиметров. Высота полета 128 метров (чуть ниже предыдущего запуска).

Графики высоты, давления, температуры, ускорения и скорости разных альтиметров (версии 1.5, 2.5 и 3.5)

MAV-2023-3-4-14-58-21 MAV-2023-3-4-14-57-47
MAV-2023-3-4-14-57-22 MAV-2023-3-4-14-57-11
MAV-2023-3-4-14-56-44 MAV-2023-3-4-14-57-1

MAV-2023-3-4-15-3-31 MAV-2023-3-4-15-3-52
MAV-2023-3-4-15-4-3 MAV-2023-3-4-15-4-33
MAV-2023-3-4-15-5-0 MAV-2023-3-4-15-6-1

MAV-2023-3-4-14-44-53 MAV-2023-3-4-14-44-24
MAV-2023-3-4-14-45-43 MAV-2023-3-4-14-46-15
MAV-2023-3-4-14-47-19 MAV-2023-3-4-14-47-52

Интересно посмотреть — что же получилось в данных? Как повлияли начальные условия на поведение акселерометра? Можно ли использовать его показания для определения апогея?

Первый график — идеальный результат! Здесь нам интересны: синяя кривая — это высота в метрах по данным барометра и зеленая кривая — интегрирование показаний акселерометра по вертикальной оси.

rp18-54ax

Отличное совпадение точки апогея и пересечения через ноль суммы отсчетов ускорений (интегрирование ускорния, т.е. фактически — вертикальная скорость ракеты). Пересечение через ноль зеленой кривой — отличный критерий для формирования сигнала для срабатывания системы спасения. По сути — просто суммируем данные отсчетов ускорения.

Но! В данном случае начальная точка — это момент начала движения. Считаем, что накопленная сумма ускорений до этого момента равна нулю (скорость нулевая). На самом деле, если начать отсчет с момента включения, то график будет отличаться:

rp18-54ax-all

Видно, что «ошибка», которая всегда есть (это погрешность измерения и пр.), накапливается со временем. Итоговый результат уже совсем не такой красивый — пересечение нуля происходит значительно раньше апогея.

На графике видно смену знака кривой интегрирования — это момент, когда я менял положение стартового рельса. Можно построить аналогичный график от момента смены положения направляющей — он красивее, но ошибка тоже накапливается.

Аналогичный график 53-его старта более оптимистичен — за две минуты до начала движения накопилась «ошибка», которая приводит к расхождению «моментов апогея» в 0,15 сек — чем можно пренебречь.

Итог: акселерометр хорош в качестве источника данных для определения апогея, но требует наличия детектора начала движения и обнуления интегратора до момента старта.


Файлы

Данные с микроальтиметров rp18-54data