Как летают «пластиковые моторчики» с гильзовым соплом (26-ой и 27-ой старты РП-18А)

В последний день лета на готове были два «движка»: повторно заправленный из 25-ого старта и сделанный пару недель назад из остатков двигателя первого полета РП-19 похожий, чуть меньший… 

Коротко про «пластиковые двигатели»: обычно на РП-18 летали гильзы №12, заполненные карамелью. Количество топлива ограничено размерами «патрона» — 70 мм, из которых 5-7 мм — это основание, в котором и находится «сопло».

Новые двигатели (дал название ПДПГ) лишены этого ограничения. Конструкция такая: пластиковая трубка, в торец с хорошим трением вставлена металлическая часть гильзы. С двадцать пятого старта сопло было дополнительно закреплено тремя саморезами 3,5х10 мм. Далее технология такая же как у двигателя из гильзы. Канал формируется  длинным винтом М5х80, что позволило достичь канала длиной до 70 мм.

 

В остальном, конструкция обычная — в глухую часть топлива «вплавлен» фитиль петарды; торец заполнен термоклеем (т.е. верхняя заглушка двигателя — глухая часть топлива); в верхней части трубы двигателя добавлена защитная трубка (защита корпуса ракеты от взрыва петарды вышибного заряда).В итоге длина канала получилась 64 мм; «глухая» часть топлива — 29 мм.

Повторная заправка летавшего в рекордном полете двигателя проводилась несколько иначе: канал формировался шпилькой 6 мм обмотанной газетой и скотчем (сопло «разгорелось» до 8 мм).Длина канала этого варианта составила 75 мм

По расчетам получалось, что тяга таких двигателей вдвое выше лучших моторов, летавших на РП-18А, но и давление также вдвое выше.Полная масса обоих двигателей (с петардой и защитной трубкой) составила 79 грамм. Масса топлива — 49 грамм.


31 августа 2019. Очень хороший последний в году летний день. Погода идеальная: чистое небо, почти нет ветра. До обеда в 26-ом запуске РП-18А полетел повторно заправленный ПДПГ20-72п.

На фото — РП-18А на старте перед запуском регистратора.

Фото перед стартом сверхуСнимали с двух камер. Полное видео.

Двигатель не спеша завелся, ракета ровно ушла со старта.Хорошо пошла вверх. Заметно ниже предыдущего старта.

На пути к земле сработала петарда и раскрылась лента.

В падении, как обычно, ракета летела в горизонтальном состоянии и было видно как она вращается как бы наматывая на корпус ленту. Обтекатель (с датчиком давления внутри) болтался совершенно беспорядочно.Спуск было хорошо видно, упала РП-18А не так уж и далеко от старта.В высокой траве небольшая ракета была на сей раз хорошо заметна с распущенной красной лентой. Звука маячка снова не было. Все было цело. И заглушка регистратора — на месте. Батарейки закрепил скотчем, но контакт все равно был нарушен.

Сопло осталось практически таким же как перед стартом.Двигатель готов к новой заправке для невысокого полета.


Данные полета.Высота 204 метра; скорость — в районе 400 км/час. Регистрация работала до момента срабатывания системы спасения; после этого батарейка потеряла контакт с держателем.

Видно, что система спасения сработала практически в апогее на высоте 200 метров. В этот момент скорость была практически нулевой.

Снова очень интересен график «излома» в момент окончания работы двигателя. Опять видно резкое торможение.


После обеда, после считывания данных с регистратора состоялся 27-ой запуск РП-18А. В полет отправился двигатель, сделанный из остатков двигателя первого старта РП-19.

На фото — РП-18А на старте перед запуском регистратора.Снимал также с двух камер. Полное видео.

Двигатель нормально завелся, ракета ровно ушла со старта.Хорошо пошла вверх. Заметно выше предыдущего старта.

На пути к земле сработала петарда и раскрылась лента. Однако, лента где-то запуталась и ракета падала вертикально. За ней развевался красный хвост. Обтекатель (с датчиком давления внутри) болтался совершенно беспорядочно. Однако регистрация данных продолжалась до самой земли. Лишь при ударе контакт батарейки был нарушен.

Спуск было хорошо видно, упала РП-18А значительно дальше, но не так уж и далеко от старта.В высокой траве небольшая ракета была на сей раз хорошо заметна с распущенной красной лентой. Звука маячка снова не было. Все было цело. И заглушка регистратора — на месте.

Сопло сильно прогорело, на краях образовались капли расплава.Корпус ПВХ трубы двигателя был обмотан скотчем, поэтому не «раздулся». Но цилиндричность его слегка пострадала. В целом двигатель готов к новой заправке для невысокого полета.


Данные полета.Высота 256 метров; скорость — в районе 400 км/час. Регистрация работала до момента удара о землю; после этого батарейка потеряла контакт с держателем.

Видно, что система спасения сработала практически в апогее на высоте 250 метров. В этот момент скорость была практически нулевой. Скорость спуска — около 70 км/час. «Болтанка» на спуске очень существенная (на графике ограничил выбросы до 200).

Очень интересен график «излома» в момент окончания работы двигателя. Видно резкое торможение. Во всех полетах ПДПГ виден этот излом, видимо сказывается скорость…


Итог — вполне успешные два полета с пластиковыми сопловыми двигателями.

P.S. В обоих запусках второй в комплекте летала уже «севшая» батарейка 2016 (вместо потерявшейся в поле в 25-ом старте). Регистратор фиксировал напряжение на контроллере всего 3,2 В!