Как РП-18А поставила рекорд (старт №25)

К очередным выходным закончились все собранные за год гильзы, поэтому был подготовлен «новый» движок. В «серебряном» запуске полетел доработанный двигатель из восемнадцатого старта

До сих пор летали обычные гильзы №12, заполненные карамелью. Количество топлива ограничено размерами «патрона» — 70 мм, из которых 5-7 мм — это основание, в котором и находится «сопло».

Новый двигатель лишен этого ограничения. Конструкция такая: пластиковая трубка, в торец с хорошим трением (забивал молотком) вставлена металлическая часть гильзы. В двадцать пятом старте сопло было дополнительно закреплено тремя саморезами 3,5х10 мм. Далее технология такая же как у двигателя из гильзы. Канал формируется  длинным винтом М5х80, что позволило достичь канала длиной до 70 мм.

 

В остальном, конструкция обычная — в глухую часть топлива «вплавлен» фитиль петарды; торец заполнен термоклеем (т.е. верхняя заглушка двигателя — глухая часть топлива); в верхней части трубы двигателя добавлена защитная трубка (защита корпуса ракеты от взрыва петарды вышибного заряда).

По расчетам получалось, что тяга будет вдвое выше лучших моторов, летавших на РП-18А, но и давление также вдвое выше (в прошлый раз крепление сопла не выдержало; сейчас саморезы должны были бы удержать сопло, но 6 атмосфер вполне могли разорвать пластиковый корпус двигателя).В итоге длина канала получилась 64 мм; «глухая» часть топлива — 29 мм. Полная масса двигателя (с петардой и защитной трубкой) — 79 грамм. Масса топлива — 49 грамм.

Расчетная высота полета для «слегка за 200 грамм» ракеты — в районе 600 метров. Учитывая «поправку в три раза» на реальных стартах — ожидался полет около 200 м (но надежда была, что будет выше).


24 августа 2019. Очень хороший летний день. В паузе между уборкой борозд с картошкой состоялся старт РП-18А. Погода не совсем идеальная для полетов — довольно сильный западный ветер.

На фото — «раскрытая» РП-18А на старте перед запуском регистратора.Фото «движка с шурупами» перед стартомСнимали с двух камер. Полное видео.

Двигатель хорошо завелся (аккумулятор перед этим зарядил), ракета ровно ушла со старта (и вой был хороший).Однако сразу после схода с направляющей ракета завалилась в сторону ветра.Вскоре ракета выправилась и пошла вертикально довольно высоко.Спуск проходил на фоне солнца (время — далеко за полдень). Примерно на половине высоты раздался взрыв петарды и ракета резко затормозилась расправившейся тормозной лентой. Спуск было хорошо видно, упала РП-18А не так уж и далеко от старта.Поиски заняли некоторое время. В высокой траве небольшая ракета была не слишком заметна даже с распущенной красной лентой. Звука маячка — не было. Все было цело. Однако одна батарейка 2016 (из двух) выскочила и где-то сейчас лежит в поле. Довольно сильно «прогорело» сопло (с 6 до 8 мм) — даже видны капли расплавленного металла.Корпус двигателя и само сопло слегка «раздуло», саморезы крепления сопла слегка согнулись, но в целом — двигатель готов к новой заправке.


Данные полета.Высота 263 метра; скорость — в районе 600 км/час (если без фильтрации, то вообще за 1000 км/час — я это убрал с графика). Регистрация работала до момента срабатывания системы спасения; после этого батарейка вместе с пенополиэтиленовой заглушкой вылетели.

Видно, что система спасения сработала примерно на высоте 150 метров. В этот момент скорость была около 150 км/час.

Очень интересен график «излома» в момент окончания работы двигателя. Видно резкое торможение. В теории (без учета сопротивления воздуха), ракета по инерции должна была до двух километров подняться; в реальности — только до 260 метров…


Итог — вполне успешный полет. Сказывается очень большая скорость — ракета должна быть изготовлена уже на другом уровне…