Что стало с ПВХ «двигателем» (РП-18А, запуск №31)

Пока основательно ремонтируется РП-19, вернулся к «забавной» РП-18А. В очередной полет отправился «хилый» (в плане корпуса) моторчик.

В ракете ничего не менялось, изменения коснулись только двигателя и (в небольшой степени) методов его крепления.

Для контроля высоты в ракете полетел регистратор давления на Digispark и BMP280 (на фото помечен стрелкой).

Двигатель обычный, бессопловый. Но, в отличие от «всегдалетавших» выполнен в трубе 20 мм для электромонтажа. В свойствах ПВХ трубы написано «не распространяет горение», про давление — вообще нет упоминания (как, например, для водопроводных труб). Стенка трубы — очень тонкая (1,2 мм) — так что были большие сомнения в работоспособности создаваемого мотора.

Метод изготовления — обычный: заклеиваем торец картонным кружком (крепим скотчем) и заливаем «карамель». На этапе заливки стенки  трубы потеряли прочность и стали похожи на пластелин. Пришлось форму «держать руками», «трамбовать» расплав также стало затруднительно (постукивания). Был момент, когда хотелось все бросить…

После заливки (длина трубы 110 мм, длина вдавливаемого стержня 95 мм), вставил каналообразующий стержень (шпилька М5 обмотанная скотчем).

В итоге получился вполне «симптичный» бессопловый двигатель (дал название БПДП18-75п)

Просверлил картонку — установил петарду (фитиль утоплен в топливо на 3 мм) и закрепил ее термоклеем.

Масса топлива в двигателе 42 грамма, примерный (расчетный импульс 12-15 Н*с, но, по результатам полета, импульс поболее будет — скорее 17-19 Н*с).

Трубка двигателя вставлялась в трубу PN10 диаметром 25мм (у нее внутренний как раз под 20 мм). Она играла роль крепления и защиты ракеты от разрыва петарды. Масса этой «ненужной» трубы — около 20 грамм.

Общая масса ракеты осталась примерно обычной — 220 грамм.


9 ноября 2019 года. Суббота. Пасмурно, очень низкая облачность, ветерок небольшой, но — есть (южный).

Сначала головная часть «болталась», поэтому начальное фото такое

а «снизу» вид на «хилый» двигатель такой

Видеозапись тридцать первого запуска РП-18А

На удивление, двигатель слетал очень хорошо. Уверенный старт.

Ровный (достаточно ровный) уход вверх.

Дальше ракета скрылась в облаках и я ее потерял. Хорошо, что дочь услышала шелест ленты при спуске ракеты и смогла увидеть ее падение. Благодаря этому — искать РП-18А не пришлось (метров 30-40 от точки старта к северу).

Электроника «не пищала», светодиод не горел. Оказался оторванным провод от аккумулятора. Тормозная лента намоталась на корпус ракеты и в нижней части спуска практически не тормозила падение (резинка амортизатора также туго смотана). Но все цело!

Что с двигателем (цель полета). Таким стал двигатель после полета.

Вид со стороны сопла

В-общем, на один раз трубу можно использовать…


Данные регистратора

Здесь, как обычно, высота в метрах, скорость в км/час. Отсчеты идут с периодом 100 мс. Видно «ступеньку» в момент окончания работы двигателя и результат намотки ленты на корпус (скорость спуска выросла с 30 км/час до 70). Весь полет не уместился в 25 сек памяти регистратора, поэтому встречу с землей не видно.

ИТОГ: 253 метра, скорость — до 400 км/час.

Вывод: моторчики такие можно делать…