Как слетал более крупный ПВХ мотор (РП-19Б, восьмой запуск)

В продолжение проверки поведения «тонкой» ПВХ трубы в качестве корпуса двигателя испытал трубу 25 мм

В качестве «испытательного стенда» выступила ракета РП-19Б. В седьмом старте РП-19А завершила свое существование, а на основе ее остатков была собрана РП-19Б.

Головная часть РП-19А была полностью разрушена, поэтому в новой ракете ее пришлось делать заново — «классический» метод корона из шести «лепестков».

Корпус ракеты получил «огромную» трещину, поэтому пришлось его укоротить (примерно на 20 см). Внутри трубы плотно установлена труба меньшего диаметра (вырез в обычной 50 мм трубе). Эта «втулка» играет роль «держателя головной части.

Большая польза желтой краски заставила покрасить «новые» части ракеты. Длина новой ракеты составила 830 мм.

Старый парашют стал совсем негодным — множество прожженных мест, обгоревшие складки, практически отсутствующие стропы. Пришлось смастерить новый. Ткани почти не осталось — удалось выкроить шестиугольник со стороной всего 16 см (прежний был 18 см).

Двигатель, как было сказано выше, из ПВХ трубы с тонкой стенкой. Труба 25 мм для электротехнических работ, стенка 1,2 мм; таким образом диаметр по топливу составил 22,6 мм. На фото сравнение этой трубы (справа) с трубой PN10 25мм со стенкой 2,3 мм, которая «обычно» летает (слева).Метод изготовления бессоплового двигателя «классический»: заклеиваем трубу картонным кружком (конторский клей + скотч), заливаем карамель (ПВХ труба теряет жесткость при заливке горячейкарамели — приходится быть аккуратным), выдавливаем шпилькой рабочий канал в двигателе (шпилька 5 мм обмотанная скотчем).

Длина трубы двигателя 115 мм, длина канала 95 мм (оставил такую же как вболее тонком двигателе). Масса пустого корпуса 16 грамм, масса заправленного двигателя 88 грамм, таким образом масса топлива 72 грамма.

Вышибной заряд из петарды закреплен на картонной крышке двигателя термоклеем. Полная масса двигателя с петардой и защитной трубкой 100 грамм.

Теоретически, примерный импульс двигателя 20-25 Н*с. Масса снаряженной ракеты (с высотомером) составила 460 грамм. Ожидался полет в районе 100 метров.


16 ноября 2019 года. Суббота. Погода «паршивая»: сыро, низкая облачность, тепло (+6). Ветер слабый южный (от деревни).

«Голова» на старте такая:

а двигатель выступает из корпуса так:

Видеозапись восьмого полета РП-19Б

Полет получился почти «образцовым». Хороший старт.

Видно как ракета начинает «спиралить»:

Подъем «по спирали» — могу объяснить только деформацией корпуса двигателя. Апогей в пределах видимости. Слышно и видно как сработала петарда системы спасения. Ракета спокойно спустилась на парашюте и упала на землю недалеко от старта. Все цело. Регистратор на Digispark работает и подает звуковые сигналы.

Надо отметить спуск ракеты на новом парашюте. Очень крутило… В итоге резинка амортизатора сильно скручена. Скорость падения визуально довольно высокая (ниже по данным регистратора — около 36 км/час).


Результаты проверки работы двигателя.

Двигатель до полета

Без элементов крепления он выглядит так

Двигатель после полета

с другой стороны

Т.е. ситуация примерно такая же как с 20 мм трубой. Корпус теряет прочность от температуры, а когда срабатывает петарда, он «вылетает» из крепления.

Как одноразовый — вполне можно использовать, но из-за деформации двигателя ракета может полететь не вверх.


Данные регистратора

Тут высота (синий) в метрах, скорость (красный) в км/час. Отсчеты через 100 мс. Максимальная высота составила 153 метра (даже выше ожидаемой). Скорость — около 350 км/час; можно прикинуть ускорение — 10-12g.