Как смотрится хвост ракеты в полете (РП-17Б, старт №15)

Повтор четырнадцатого старта РП-17Б был «разукрашен» зеркальцем под 45 градусов напротив видеокамеры… Цель полета: проверить действие передатчика телеметрии на большей высоте и посмотреть видеозапись полета с другого ракурса.

В старте использовал второй (из имеющихся) бессопловых двигателей — с длиной трубы 160 мм (БПДП20-150). Метод изготовления канала — такой же как в предыдущем старте (пластиковая трубка на стержне). Длина канала — 150 мм, диаметр 7 мм. Диаметр по топливу 20,4 мм. На фото — слева.

Полная масса двигателя с «надставкой» до общей длины 210 мм составила 108 грамм. Масса топлива — 78 грамм. Трубка двигателя летала уже более 10 раз.


Интереснее было с камерой. Обычная установка SQ8 в головной части ракеты дополнена зеркальцем 12х20 мм, закрепленным под углом 45 градусов «снаружи» ракеты (на фото видно картонный «обтекатель» зеркала).

Такая «доработка» позволила сделать кадр вдоль корпуса ракеты, что позволяет увидеть удаляющуюся землю и «выхлоп» ракеты.


Радиооборудование — такое же как в предыдущем старте: Arduino, датчик давления ВМР280, передатчик nRF24L01+, пищалка, транзисторный ключ управления «электропетардой» системы спасения; питание — 18650 аккумулятор.

На земле — ретранслятор, который принимает данные с nRF24 ракеты и по Bluetooth передает их на смартфон, где в терминальной программе видно текстовые сообщения о текущем давлении.


31 марта 2019 года. Солнечное раннее утро. Погода идеальная. После прохладной ночи остатки снега не подтаяли — можно передвигаться без лыж.

Ракета на старте. И фото двигателя с запалом…

Полная видеозапись полета

Сокращенная (замедленная) запись

Все прошло как задумывалось. Хороший старт

… уход с направляющей…

… ровный подъем.

Наверху ракета развернулась и пошла к земле. Сработала система спасения, однако стропы запутались и парашют не наполнился — падение было довольно стремительным.

Ракета пробила наст (примерно 5 см сжатого снега/льда потом вытащил) и вошла в землю (еще 5 см — комок земли с травой).

Но, все цело, электроника работает, «пищалку» — слышно.


Данные полета переданные «по радио». Видно, что поток данных обрывается при касании ракеты земли. На самом деле передатчик продолжает работать, но снег не дает хорошего канала — ретранслятор не слышит ракету. На высоте примерно 180 м выпал один отсчет на взлете.

Тот же график, по данным из EEPROM Arduino. Здесь можно найти объяснение скачку высоты на спуске: ракета шла к земле открытым «носом» вниз — давление набегающего воздуха дало «скачок высоты»; после «приземления» — давление стало обычным.

Высота — 200 метров. Максимальная скорость — 650 км/час.

Видно резкое западание скорости в момент окончания работы двигателя. Скорей всего тут сказался «выступ» обтекателя зеркала.

(на всех графиках отсчеты времени с периодом 200 мс, синим показана высота в метрах, красным — скорость в км/час)


А что же с новым ракурсом съемки бортовой камеры?

В общем-то, не так уж и зрелищно! Зеркало перевернуло картинку (на самом деле я стоял с другой стороны). Почему-то запись какая-то получилась затемненная, хотя было яркое солнце.

Интересный момент разделения ракеты — слишком быстрый — почти ничего не видно.

Вывод: такой ракурс хорош, но надо взлетать повыше. И зеркальце делать меньшим…