Как повела себя электроника в РП-17Б (старт №12)

После тестов «новой» системы спасения РП-17 «на коленке», настало время ее проверки в реальном полете…Очередной, уже двенадцатый, старт проходил с маломощным бессопловым двигателем БПДП20-110 (без петард вышибного заряда). Ранее он был неоднократно описан, если коротко: труба PN10 (внутренний диаметр 20,4 мм; наружный 25 мм). На текущий момент целыми остались трубки длиной 120 мм и 160 мм (каждая слетала уже более чем по 10 раз). Труба заливается карамелью на всю длину (на одном торце — картонная заглушка закрепленная скотчем). Затем в топливе по центру продавливается канал диаметром 6-7 мм на длину 110 мм. В РП-17 отсек под двигатель имеет длину 200 мм, поэтому готовый БПДП наращивается такой же пластиковой трубой до общей длины 210 мм (стык — термоклей).

Двигатель выбран заведомо маломощным (тяга не более 3 кг), чтоб оставалась надежда на сохранность ракеты в случае несрабатывания системы спасения. Расчетная высота полета РП-17Б с таким мотором не превышает 100 м.

Электроника системы спасения и регистрации описана ранее. Кроме формирования сигнала для взрыва петарды, Arduino выполняет роль регистратора — с периодом 0,2 сек в EEPROM пишутся изменения давления. Не удалось решить вопрос с выключателем — использована скрутка обычного силового двухжильного провода 2х0,5 (на фото видно как торчит из корпуса его «обрубок»).

Сама РП-17 не претерпела внешних изменений (если не считать двух дыр в корпусе) по сравнению с РП-17А.

Конструкция блока электроники выглядит так:


Все монтируется на отрезке винилового сайдинга — ширина подобрана так, чтоб с натягом входить в 50 мм корпус ракеты. На одной стороне пластины стяжками закреплен аккумулятор. На другой — плата Arduino, датчик ВМР280, «пищалка» и плата с конденсаторами и резисторами.На торце виниловой пластины закреплена чашка (сделана из крыши молочной бутылки) с петардами (для надежности использована пара). Петарды крепятся к выводам/стойкам М3; с другой стороны к стоке привинчивается транзистор VT1 и клемма от +GB1. Такая конструкция позволяет менять петарды без полной разборки блока электроники. Сверху блока крепится чашка (колпачок от дезодоранта) где располагается парашют (часть укладки). Чашка одним винтом с амортизирующей резинкой прикрепляется к корпусу ракеты.

В 12-ом старте в головной части полетела камера SQ8 (уж очень хорошая погода была — яркое солнце и чистое небо). Общая масса РП-17Б с двигателем составила 570 грамм. Из них: двигатель БПДП20-110 = 92 грамма; блок электроники = 114 грамм.


2 марта 2019 года — яркий солнечный день. Легкий морозец -5-7 градусов (хотя ВМР280 показал +2). Ветерок есть, но несущественный. К полетам подготовлены РП-17Б (старт №12) и новая РП-18 (первый запуск).

Ракета на старте (блестит елочный шарик).

Видеозапись полета вместе с видео с борта:

Полет прошел так как и предполагалось — в полном соответствие с теорией и ожиданием.

Ракета хорошо (хоть и тяжеловато — уж слишком двигатель слабый) ушла со старта. Поднялась почти вертикально. Хорошо было видно как она развернулась в максимуме и пошла вниз. Раздался хлопок петард (позднее были извлечены обрывки обеих — видимо обе взорвались). Сразу после этого раскрылся парашют и ракета опустилась в десяти метрах от старта.

Позднее считал данные с регистратора(Временные отсчеты с дискретом 0,2 сек). Высота (синим) — 105 м. Максимальная скорость (красным) — 170 км/час (в момент окончания работы двигателя на высоте 20-30 м). На графике «сссс» — сигнал на срабатывание системы спасения — точно по алгоритму — при снижении на 5 м. Примерно через 0,5 сек на графике рывок от петард и раскрытия парашюта (переходные процессы заняли почти секунду). Снижение на парашюте примерно со скоростью 30 км/час.

Ракета цела, камера на борту — тоже. Разрыв петард в корпусе большого урона не нанес (окислились крепежные элементы).

Кадры с борта не слишком высоко взлетевшей РП-17Б

В перспективе — повтор полета с более мощным двигателем БПДП20-150 (тяга 5 кг), предполагаемая высота — в районе 200 м. Запуск намечен на 7 марта.