Продолжил поиски несложной альтернативы безсопловому двигателю. На сей раз в ход пошла полипропиленовая труба с заглушкой.
Как и в прошлый раз, в качестве тестового оборудования выступила «трубопроводная» РП-23А.
Двигатель такой: ПП труба 25мм (стенка 2,3мм), давление 1МПа, для холодной воды, без армирования. Топливо — карамель, 70 грамм. Диаметр по топливу 20мм, канал 120мм. «Бочонок» (в качестве сопла) 1/2″ на 1/4″, диаметр «сопла» (критика) 8мм. Резьба 1/2″ входит в стенку ПП трубы на 0,7мм, длина резьбы 15мм. Расчетное максимальное давление в двигателе 1,2МПа.
Сверху «паяльником для труб» насаживаем заглушку. Снизу — ввинчиваем 1/2″ «бочонок». Его конец 1/4″ и является своеобразным соплом. Весь вопрос — удержится ли «бочонок в корпусе трубы на своей 1/2» резьбе?
Этапы изготовления двигателя почти повторяют безсопловый вариант. Отличие не в полной заливке карамели — оставлено место под резьбу.
Электроники управления ССР на ракете нет, поэтому «вышибные петарды» установлены на крышке двигателя. Сверлим в крышке дырки 2 мм для фитиля петарды и приклеиваем парочку. Также приклеивается защитная трубка, прикрывающая корпус ракеты от взрыва (с синей полосой на фото).
Ракета РП-23А изменений не претерпела. В головной части все те же: болт, камера SQ8 и радиомаячок. Полная масса снаряженной ракеты составила 537 грамм (это на 40 грамм меньше пятого старта). Устойчивость, за счет уменьшения массы двигателя увеличилась до полутора калибров.
В теории полет должен был бы выглядеть так:
8 октября 2021. Хороший ясный прохладный (+10) день. Антициклон стоит уже неделю. Ветра почти нет.
Видеозапись запуска и кадры с высоты:
Полет почти получился. Это первый нормальный запуск «трубопроводной» РП-23А. Раскадровка запуска из-под ракеты.
… на пятом кадре момент, когда из трубы двигателя вылетело сопло.
С другой точки (с рук):
Вот момент, когда вылетело сопло. Дальше ракета летела уже как на безсопловике. Даже по следу видно, что что-то изменилось.
Ракета хорошо взлетела, после прохождения апогея (высота на глаз — за 200 метров, что вполне согласуется с теорией) сработали петарды. Раскрылся парашют и ракета не слишком медленно (старый дырявый маленький парашют плохо тормозит ракету) устремилась к земле. Фото района, куда она приземлилась:
Радиомаяк работал, ракету было «хорошо слышно». На месте падения:
Вот тут был «бочонок 1/2″ — 1/4″. Все чисто. Нет следов резьбы. Внутренний диаметр меньше, чем наружный диаметр резьбы 1/2».
Итог: Вышло, видимо, так: на 20-22 кадре (примерно 0,7 сек с начала движения, или 1,3 сек с начала горения топлива) случился выброс сопла. К этому моменту давление в двигателе максимальное. К тому же и нагрев «бочонка» ощутимый. Стенки ПП трубы от нагрева размягчились и не смогли удержать резьбу «бочонка». К сожалению, найти его в поле не удалось…
Несколько кадров с бортовой камеры
… на предпоследнем — даже меня видно!