Как слетал движок из водопроводной трубы (РП-23А, запуск №6)

Продолжил поиски несложной альтернативы безсопловому двигателю. На сей раз в ход пошла полипропиленовая труба с заглушкой.

Как и в прошлый раз, в качестве тестового оборудования выступила «трубопроводная» РП-23А.

IMG-20211004-200719 IMG-20211004-200642

Двигатель такой: ПП труба 25мм (стенка 2,3мм), давление 1МПа, для холодной воды, без армирования. Топливо — карамель, 70 грамм. Диаметр по топливу 20мм, канал 120мм. «Бочонок» (в качестве сопла) 1/2″ на 1/4″, диаметр «сопла» (критика) 8мм. Резьба 1/2″ входит в стенку ПП трубы на 0,7мм, длина резьбы 15мм. Расчетное максимальное давление в двигателе 1,2МПа.

Сверху «паяльником для труб» насаживаем заглушку. Снизу — ввинчиваем 1/2″ «бочонок». Его конец 1/4″ и является своеобразным соплом. Весь вопрос — удержится ли «бочонок в корпусе трубы на своей 1/2» резьбе?

Этапы изготовления двигателя почти повторяют безсопловый вариант. Отличие не в полной заливке карамели — оставлено место под резьбу.

 IMG-20211008-095616  IMG-20211008-095632
 IMG-20211008-100619  IMG-20211008-101613

Такой вид со стороны «сопла»
IMG-20211008-101627

Электроники управления ССР на ракете нет, поэтому «вышибные петарды» установлены на крышке двигателя. Сверлим в крышке дырки 2 мм для фитиля петарды и приклеиваем парочку. Также приклеивается защитная трубка, прикрывающая корпус ракеты от взрыва (с синей полосой на фото).


Ракета РП-23А изменений не претерпела. В головной части все те же: болт, камера SQ8 и радиомаячок. Полная масса снаряженной ракеты составила 537 грамм (это на 40 грамм меньше пятого старта). Устойчивость, за счет уменьшения массы двигателя увеличилась до полутора калибров.

В теории полет должен был бы выглядеть так:


8 октября 2021. Хороший ясный прохладный (+10) день. Антициклон стоит уже неделю. Ветра почти нет.

IMG-20211008-113933
Видеозапись запуска и кадры с высоты:

Полет почти получился. Это первый нормальный запуск «трубопроводной» РП-23А. Раскадровка запуска из-под ракеты.

 rp23-6-x1  rp23-6-x2  rp23-6-x3
 rp23-6-x4  rp23-6-x5  rp23-6-x6

… на пятом кадре момент, когда из трубы двигателя вылетело сопло.

С другой точки (с рук):

 rp23-6-1  rp23-6-2
 rp23-6-3  rp23-6-4

Вот момент, когда вылетело сопло. Дальше ракета летела уже как на безсопловике. Даже по следу видно, что что-то изменилось.
rp23-6-5


Ракета хорошо взлетела, после прохождения апогея (высота на глаз — за 200 метров, что вполне согласуется с теорией) сработали петарды. Раскрылся парашют и ракета не слишком медленно (старый дырявый маленький парашют плохо тормозит ракету) устремилась к земле. Фото района, куда она приземлилась:IMG-20211008-114542

Радиомаяк работал, ракету было «хорошо слышно». На месте падения:
IMG-20211008-114654
IMG-20211008-114659

Зрители:
IMG-20211008-114702

Вот тут был «бочонок 1/2″ — 1/4″. Все чисто. Нет следов резьбы. Внутренний диаметр меньше, чем наружный диаметр резьбы 1/2».
IMG-20211008-122433

Итог: Вышло, видимо, так: на 20-22 кадре (примерно 0,7 сек с начала движения, или 1,3 сек с начала горения топлива) случился выброс сопла. К этому моменту давление в двигателе максимальное. К тому же и нагрев «бочонка» ощутимый. Стенки ПП трубы от нагрева размягчились и не смогли удержать резьбу «бочонка». К сожалению, найти его в поле не удалось…


Несколько кадров с бортовой камеры

rp23-6-s1 rp23-6-s2
rp23-6-s3 rp23-6-s4
rp23-6-s5 rp23-6-s6
rp23-6-s7 rp23-6-s8
rp23-6-s9 rp23-6-s10

… на предпоследнем — даже меня видно!