Продолжаю исследование «сантехнических» вариантов карамельного двигателя. Теперь проба варианта «наружной резьбы».
Смысл действий — поднять параметры безсоплового двигателя простыми средствами, чтобы сохранить легкость и простоту изготовления мотора.
В шестом запуске РП-23А в трубу безсопловика ввинтили «бочонок» 1/2″-1/4″. Ракета полетела хорошо, но «сопло» вылетело на максимуме давления.
В новом двигателе сопловая часть выполнена из гайки от металлопластиковой трубы — переход 3/4″ на трубу 16 мм.
Диаметр критики такого сопла 8,5 мм.
Для седьмого запуска двигатель получился таким:
- труба длиной 165 мм (ранее было 150 мм),
- с заглушкой длина двигателя 175 мм,
- длина канала возросла до 155 мм (ранее канал был 120 мм),
- резьба наружная 3/4″ на длину 10 мм
Испытал сложности с «нарезанием резьбы» — сложно сделать ровно. Пришлось паяльником нагреть и слегка выдавить. Получилось не очень хорошо, поэтому можно считать, что «сопло» удерживается всего парой витков неровной резьбы…
![]() |
![]() |
С торцов двигатель выглядит так:
![]() |
![]() |
Масса пустой трубы 42,6 г, с топливом 119,4 г. Получается масса топливо 76,8 г — явный недобор, в холодных условиях карамель быстро теряла эластичность и липла к стенкам трубы. В толще топлива явно присутствуют — пустоты.
Параметры двигателя довольно неплохие, хотя профиль тяги оставляет желать лучшего
Полная масса двигателя 179,3 г (сопловая (металлическая) часть 50 г)
Масса ракеты 583 г (на 60 грамм больше предыдущего старта), ЦТ = 570 мм от носа, ЦД = 640 мм от носа. Запас устойчивости более полутора диаметров.
Вместо камеры в головной части ракеты разместил груз 38 г (гайка).
Расчет показывает, что ракета с таким двигателем может подняться выше трехсот метров.
16 октября 2021 года. Облачно. Дождя нет, но дороги развезло. Ощутимый ветерок.
Вид на сопло нового двигателя:
Видеозапись седьмого запуска РП-23А
Фото по кадрам с телефона
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С ближней камеры даже видно момент, когда слетело «сопло»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Момент, когда «сопло» вылетело
Ракета взлетела не высоко и упала не так далеко от старта. На месте падения в ракете отсутствовало сопло в двигателе.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
«Сопло» лежало в паре метров от места запуска.
По кадрам видно, что «сопло» покинуло двигатель в момент схода с направляющей рельсы. По времени — примерно 0,9 сек с момента запуска двигателя. По графику давления — примерно 1,3МПа. Этого хватило, чтобы сорвать резьбу.
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Полет ракеты проходил уже с безсопловым вариантом двигателя. Давление в моторе после потери сопловой части резко упало. Ракета очень тяжело забралась метров на 15 и пошла к земле. Пауза на срабатывание петард ССР была слишком большой — ракета успела воткнуться в мягкую влажную землю. Взрыв петард был уже после столкновения — корпус ракеты отбросило, парашют вышел, но, естественно, не раскрылся.
Итоги: седьмой запуск ракеты прошел «печально»:
- явный дефект при заливке топлива (пустоты)
- плохое крепление резьбы «сопла» на ПП трубе двигателя
Это причины «весьма скромного» полета.
К восьмому пуску появилась возможность нарезать нормальную резьбу 3/4″ на ПП трубе двигателя. Заливку топлива надо будет провести в более благоприятных условиях…