Что произошло с РП-26 в третьем запуске (с хорошим мотором!)

Третий запуск РП-26 планировался с нормальным двигателем от Дмитрия.

Ракета подготавливалась к полету в точности в соответствие с вторым запуском

Блок управления в сборе вместе с двигателем (на фото старый из второго запуска безсопловик. В третьем запуске полетел совсем другой двигатель — фото есть в конце статьи) и размещением в ракете:

 IMG-20211101-223141  IMG-20211103-183451  IMG-20211103-183459
 IMG-20211103-183524  IMG-20211103-184242  IMG-20211103-184303

Основные параметры ракеты

  • Длина 89 см,
  • Центр тяжести — 59 см от носа (смещение от второго пуска на 4 см из-за более тяжелого двигателя)
  • Центр давления (расчетный в OpenRocket) 70 cм от носа,
  • Полная масса снаряженной РП-26 — 706 грамм (во втором было 582 грамма).
  • Масса блока электроники управления ССР (с петардами) — 99 г,
  • Масса блока LoRa-GPS (с аккумулятором 18650) — 66 г.


Двигатель производства Diman

  • Название: аp-Д30-2.5-Т40.1 =DIDROL-AM14F= (См345.НН345.ПАМ140.165.05) Isp(50) – 200-207 ——
  • k-6,5*21,0 графитовая вставка.(Бакелит-О215-конус) Kn 230-260 Рс-10,4
  • Топливо-(50*30*10,4)*2/(24*30-10,4)*1/+1Т(16мм) m-156 (р-0,981) //
  • Пускач – НЕТ//
  • Длина полная- 154мм, Длина рабочая-210мм. КМС-0,63

РАСПИСАНИЕ этапов ТЗП и Кокона

  • Бронировка- L-154мм, Ф-31,2, М-168(+12) (ЭК-0,15*4, Маляр*1) //
  • Разделитель- Ф-32,0 (ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
  • ТЗП(СКТН/БК)- Ф-34,0, М-203(+35), L-364 (Т-13*2(нахлест15), ЭК-0,15*1(нахлест15), Маляр*1) //
  • Мзагл- 213(+10), сварка (7мм) 2,7г. //
  • Мсоп- 237(+24), сварка (7мм) 3г. //
  • М(по тзп с бортиками) 242(+5)
  • Кокон- Ф-35,0(+0,5), Мдв.-255(+13) (У800т/54)*1//
  • Lo-108(18*6), Ll-169(13*13), угол-54, метки-ф/l-18/13, nф-6, nl-13 //

В итоге: Масса двигателя 260 грамм (+124 к предыдущему).
Масса двигателя после полета 96 грамм.

Параметры двигателя — файл D30_dim.

Примерный расчет полета ракеты с таким двигателем:

Примерный расчет полета РП-26 с этим двигателем — файл ALT-rp26-d30

Общая масса снаряженной ракеты 706 грамм; Положение центра тяжести 59 см от носа (+4 см к предыдущему)

Для поиска ракеты использован модуль LoRa-GPS от pinko


14 ноября 2021 года. Воскресенье. Погодные условия в выходные были далеки от идеальных, но в воскресенье утром неожиданно прояснилось. Стало достаточно светло и безветренно для запуска — решил запустить РП-26.

Видеозапись третьего полета РП-26

Что было…

Включил GPS. Не смотря на облачность, координаты пошли сразу. Запустил камеры, включил контроллер. Отошел от ракеты для съемки со стороны…

На видео хорошо видно процесс запуска двигателя. Опять «ложный» толчок, затем «откат» и только потом нормальный запуск. Раньше — грешили на работу «пускача» (небольшого объема легковоспламеняемого состава) — дескать это он дает слишком высокую начальную тягу при воспламенении, быстро сгорает, а основное топливо начинает выходить на режим много позднее… Но тут «пускача» в составе движка не было. Для такого поведения есть гипотеза: горящая карамельная обмазка запала разогрела поверхностный слой топлива и именно эта его часть быстро сгорела, дав начальный толчок. А уж остальное топливо вышло на режим позднее. Тем не менее ракета пошла на подъем с хорошо (ярко и громко) работающим двигателем.

Довольно резво ракета ушла вверх. Однако очень быстро (еще до окончания работы двигателя) с ракетой случилась какая-то неприятность. Видно как ракета пошла по спирали, что-то отвалилось… и ракета пошла к земле. Спуск проходил хвостом вниз — было видно яркое пятно работающего мотора.

Падение было недалеко. Ракета быстро спускалась — болталась головная часть и нераскрытый парашют. РП-26 смачно вошла хвостовой своей частью в мягкую мокрую почву в двадцати метрах от старта.

Искать — не пришлось. Звуков работающего контроллера не было. Вытащил трубу из земли. Стабилизаторов — нет (потом их нашел в разных местах на поле). Внутри корпуса «что-то» болталось. Самое печальное — в головной части отсутствовал обтекатель и… LoRa-GPS модуль.

Стал смотреть поступающие на приемник LoRa-GPS данные. Все отлично — координаты продолжают поступать. Не меняются. Есть шанс по ним отыскать передатчик! Включил в телефоне GPS, Google Maps и пошел к указанной приемником точке. Это 40 метров от старта на восток. Пришел в точку — пусто — не видно передатчика (он довольно маленький, да еще и завернут в белую пленку —  на снегу не видно). Сравнил принимаемые координаты на обоих приемниках (от pinko и мой) — примерно одинаковы (разница в долях метра). Походил вокруг — ничего не нашел. Обратил внимание, что GPS телефона очень плохо работает — точка постоянно перемещается и появляется сообщение о неточности определения местоположения. Видимо Xiaomi RedMi 3S имеет не слишком хороший GPS модуль.

Нашел я передатчик методом «охоты на лис» с помощью приемника от pinko. У него есть индикатор уровня. Вышел я на передатчик по максимуму сигнала. Экранировать антенну (делать ее направленной) пришлось своим телом.


Фото остатков стабилизаторов ракеты и налет в сопло двигателя

IMG-20211114-114555 IMG-20211114-114232 IMG-20211114-114238

Сломанный каркас блока управления, двигатель, хвостовая часть ракеты, порванные стропы парашюта

IMG-20211114-113907 IMG-20211114-113911
IMG-20211114-113914 IMG-20211114-113919
IMG-20211114-114206 IMG-20211114-114211
IMG-20211114-114321 IMG-20211114-114548

Примерная трактовка того, что произошло в полете

Двигатель довольно мощный (класс H107). Ракета быстро стала набирать скорость. В полете ракета всегда «рыскает» (отклоняется от направления полета, а затем возвращается назад — работают стабилизаторы). Чем быстрее летит — тем больше нагрузка на стабилизаторы и корпус.

Могло произойти следующее:

  • либо не выдержали DVD-ишные стабилизаторы и один (а потом, естественно, и все остальные) лопнули и отвалились. Устойчивость ракеты пропала, она отклонилась и у нее «снесло» головную часть. Как бы трение установки «головы» было не велико, все же это разбирающаяся часть ракеты. Тут после разборки срабатывает система спасения. Вышел парашют, раскрылся (на полной скорости) и у него оторвало почти все стропы (остались две из восьми). Ракета затормозилась и упала. Внешне — все подходит под такое описание.
  • либо обратный вариант. От раскачивания при «рыскании» не выдержало крепление головной части. «Голову» снесло. Вышел парашют на полной скорости. Фалом «порезало» стабилизаторы. Дальше — торможение, обрыв строп, падение.

Так как фал связывающий «голову» и «тело» не имеет больших повреждений, скорей всего прошел первый сценарий…


Цифры полета.

Контроллер оказался цел. При ударе о землю (двигателем — вниз), отвалился каркас с аккумулятором (все-таки он довольно тяжелый — 50 грамм). Оторвались провода питания.

Данные о высоте (по данным датчика давления)

Расчет скорости (по данным датчика давления)

Контрольные точки в массиве данных показывают, что контроллер успешно детектировал начало подъема и выдал команду (4,1 сек после начала движения) на включения запала системы спасения. Однако петарды ССР остались целыми, нихромовая нить их поджига — тоже целая. Либо нить не успела раскалиться до исчезновения питания (что плохо, при падении со 150 метров…), либо неисправен транзистор включения (накануне его проверял с нагрузкой 1 Ом), либо петарды уже нерабочие (им с нихромом в связке — более 8 месяцев).

По изменению координат (данные, записанные приемником) можно восстановить траекторию полета.

Файл с данными rp26-3kml_dat

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *