Как завершилась «жизнь» РП-16 (седьмой старт)

Фишкой очередного старта РП-16 был «полноценный» двигатель…

Ракета собрана также как в предыдущем старте. Использован тот же блок управления с передатчиком.

Главное отличие старта — «обкатка» двигателя «полной длины». В седьмом старте в небо отправился не 120 мм «обрубок», а «всезанимающийместо» 214 мм безсопловый моторчик.

Это труба PN10 — такие сейчас почти не применяют — толщина стенки современной трубы много толще, да еще и армирование применяют.

Размеры для 25 мм трубы — толщина стенки 2,3 мм; отсюда внутренний диаметр 20,4 мм.

И на сей раз петард вышибного заряда в двигателе не было. Главная идея РП-16 — разделение работы двигателя и системы спасения. Сигнал срабатывания формируется блоком электроники. Проверенный безсопловый двигатель традиционной конструкции.

желтое — это топливо, синий — стенка корпуса, справа — картонная заглушка (рыжий). Длина канала l = 193 мм, диаметр d = 6мм, общая длина гильзы с топливом L = М = 214 мм. Н = 21 мм. Диаметр (по топливу) D = 20,4 мм.

Сверху (справа) заглушка сделана из картона! Крепится к пластиковой трубе двигателя конторским клеем и скотчем. Таким образом на активной стадии работы двигателя роль верхней заглушки играет «глухая» часть топлива и картонная заглушка. 

Масса собранного двигателя БПДП20-193 (Безсопловый Пластиковый Двигатель = БПДП) составила 142,4 грамма. Масса топлива — 109,9 грамма.

В корпус ракеты (труба 50 мм) двигатель вставляется достаточно плотно с помощью уплотнения втулками набранными из отрезков труб разных диаметров. Для запуска двигателя используется обычный электрозапал из нихромовой проволоки диаметром 0,1 мм с обмазкой из ракетного топлива. 


 17 ноября 2018 года — Суббота. Облачность уже стабильно становится почти беспросветной — приближается зима. Но снега — еще нет…

Температура — примерно -1. Ветра почти нет. Пуск состоялся в 14:15. Камеру (SQ8) на старте разместил прямо на направляющей объективом вверх.

Сразу возникла проблема с срабатыванием реле в системе дистанционного включения запала (наверно батарейки сели — уж больше года работают). Пришлось кнопку жать руками… Воспламенение топлива электрозапалом прошло без проблем

Видеозапись полета с телефона:

Замедленно с камеры на направляющей:

Как все происходило: Дымок из двигателя появился после «ручного вмешательства» в процедуру запуска. Ракета начала движение через 0,6 секунды после этого. Очень бодро (намного увереннее, чем с прежним двигателем) сошла с направляющей. Ветер в этот момент хоть и был, но никак не повлиял на старт (скорость схода с направляющей превышала 10 м/с). Ракета пошла практически вертикально, что хорошо видно на записи с «ближней» камеры.

Глазом было отлично видно уход ракеты под облака, зависание ракеты, потом она скрылась из глаз в облаке, снова появилась (казалось — парашют есть, но…) и стала стремительно с воем приближаться к земле. Последние секунды ее жизни было хорошо видно (и на видео можно заметить). Треск «краха РП-16» раздался метрах в 50 от старта, искать ее не пришлось — свернутый парашют лежал поверх травы, рядом валялись остатки хвостовой части и мелкие осколки головной; «электроника» лежала компактным комочком…

Платы смяты, аккумулятор «ободран», но с виду — цел, хорошо, что оборваны провода (позднее плюсовой коротнул и приварился к оголенному корпусу 18650 — аккумулятор резко разогрелся — хорошо: успел оторвать провод).

Плата Arduino Pro mini — не сломана. Плата передатчика «очищена» от деталей, катушки размотаны. Повышающий модуль DC-DC сломан пополам. Датчик давления — отсутствует (сначала на это «плюнул», но потом вернулся и сумел его откопать в воронке — оказался цел).

Петарды в «чашке» сломаны, но не взорваны. Спираль нихрома — цела (позднее подал на нее напряжение — вспыхнула и даже одна петарда слегка пошипела оставшимся порохом). Тиристор ВТ-151 слегка покрыт трещинами…

 

Двигатель и стабилизаторы — целы и на месте.

После восстановления платы Arduino Pro mini (при ударе были срезаны: кнопка сброса, конденсаторы в цепи питания, кварцевый резонатор), удалось считать данные регистратора.

Здесь зеленым — момент выдачи команды на включение «электропетард»; красный — окончание работы двигателя.

Т.е. все шло нормально: определился старт (началась регистрация), хотя несколько смущает ступенька отсчетов, шедших в ОЗУ — 20 отсчетов в начале. Корректно сработал алгоритм обнаружения спуска (5 метров снижения) — зафиксирован адрес, выдана команда на включение тиристора… Но вот взрыва петард не произошло и по их внешнему виду видно, что спиралька не разогревалась. Видимо, что-то не то с тиристором или цепями управления им.


Итоги: полет выдался удачным с точки зрения достигнутой высоты — 406 метров очень хорошо согласуется с увеличенной мощностью двигателя (примерно квадратичная зависимость высоты от длины канала). Но, вот с точки зрения жизнеобеспечения — полный провал!

Полное время полета составило 20 секунд (10 вверх и… 10 вниз).


Информация о седьмом полете РП-16

Дата и время события: 17.11.2018 12:45

старт 12:54:13
треск 12:54:33

на старте — звук ожидания начала движения (что говорит о том, что контроль исправности нихромовой спирали петарды пройден)

Скорость 400 км/ч (1,3 сек; 80 м)
Высота 406 м (8,7 сек)

сигнал включения петарды (244 адр) 400 м 10 сек от старта
взрыва петарды не отмечено

длительность полета 20 сек
скорость падения 262 км/час

Масса
Блок управления = 127,4 г (версия 12с) + RF433/DC-DC up
РП-16 (пуст) = 266,7 + 69,9 + 3,1 г (корпус, голов+парашют, саморезы)
двигатель = 142,3 г
———————————
общая = 610 г (+50 г к шестому старту)

Двигатель БПДП20-193
длина 214
канал 193 диаметр 6мм*
масса пустой трубы = 32,4 г
полный = 142,3 г
топливо = 109,9 г

РП-16
Полная длина 730 + 170
стабилизаторы (3) 140/35 х 70
парашют (6) 6 х 220 стропы 820