По итогам теста срабатывания ССР в РП-34 пришлось ее немного доработать.
Лопасти ротора, сделанные из сегментов ПП трубы 32 мм получились довольно гибкими. При высокой температуре (жара +30) они настолько размягчаются, что не сохраняют форму (выгибаются в вертикальном положении). Это приводит к тому, что в сложенном состоянии лопасти не удерживаются «юбкой» обтекателя.
Выход такой — добавить ребра жесткости. В качестве таковых использовал алюминиевый уголок 10х10 мм. Двухметровый кусок добавил к массе ракеты целых 130 граммов (не считая винтиков крепежа)!
Крепление лопастей к корпусу ракеты оставил прежнее. Хотя увеличение массы чувствовалось — силы натяжения резинок уже не хватало для «поднятия» лопастей при раскрытии. Пришлось резинки подтянуть.
Появилась проблема — крепление ракеты к направляющему рельсу на старте. Предполагалось использование внешних захватов. Однако теперь этому препятствуют ребра жесткости. Вышел из положения с помощью таких вот «зацепов»,
крепящихся прямо за уголок ребра жесткости.
Как и задумывал, снял «закрылки» ротора РП-33. Некоторая потеря устойчивости, но очень небольшая.
Головной обтекатель — 40 мм (под камеру SQ-11). Камеру я конечно убрал для первого запуска. На фото — еще до установки алюминиевого уголка.
Двигатель из гильзы маловат для тяжелой ракеты. Пришлось мотать бумажную гильзу (половина А4) и крепить в ней металлическую часть отлетавшей гильзы.
Вышибной заряд — все тажа петарда. Но, помня о не срабатывании старого комплекта, в добавок установил вторую петарду из новой «пулеметной ленты». Длина канала нового двигателя 85 мм (на 40 мм больше варианта «из гильзы»). Масса двигателя 76 грамм.
В итоге ракета получилась такая (OpenRocket)
Здесь показаны два варианта: с и без ребер жесткости. На положении центра давления (да и центра тяжести) ребра — не повлияли.
- Длина ракеты — 95 cм
- Масса ракеты — 645 грамм
- Положение центра тяжести (с двигателем) — 57 см от носа
- Запас устойчивости — 5D
7 августа 2022 года. Раннее (05:00) утро. Туман еще не рассеялся, трава сырая. Тишина. Солнце уже встало, но над облаками на востоке еще не приподнялось. Чистое небо. Плюс 17, довольно высокая (+85%) влажность.
Помня проблемы с запуском двигателей (долгое время зажигания), поменял аккумулятор на свежезаряженный. Под ракетой поставил две камеры.
Вид на ракету сверху (камеры в головной части нет, но дыру заклеивать не стал). Зеленую резинку перед стартом я, конечно, снял…
Вид снизу — видно как я натянул резинки, используя выступающий снизу корпус ракеты (это, кстати, помогло не растерять лопасти).
Отошел подальше (и остатки тумана в кадр попали):
Видео первого запуска РП-34
Как все прошло.
Замена аккумулятора не помогла. От подачи питания на запал до запуска двигателя прошло 9 секунд! На видео я вырезал эти раздражающие секунды. Видимо сказывается высокая утренняя влажность и карамель успевает «наглотаться» влаги из воздуха.
Ракета довольно бодро (даже с таким малым двигателем) сошла с рельса. Почти не отклонилась — пошла вверх.
Дальше — сработали обе петарды. Намного раньше апогея — тут уж — «как повезет» — с подбором задержки. Голова отвалилась (на видео и ниже на кадрах — это видно). Раскрылись лопасти ротора, ракета перевернулась вниз. Уже на этом этапе видно, что лопасти «загнулись» в сторону хвоста ракеты (уже на земле видно — не выдержали проволочные оси шарниров). Так ракета с болтающимися позади четырьмя лопастями и падала до земли. От удара о землю, резинки, на которых болтались лопасти — оборвались.
Сам корпус ракеты цел. На одном стабилизаторе — трещина. Все лопасти — отдельно. Двигатель — на месте.
Не все хорошо с двигателем. Видно, что в верхней части бумажный корпус прогорел. Защитная трубка (защита корпуса ракеты от взрыва петард) снаружи имеет следы «пожара». Сам корпус был горячий. Видимо в ракете было пламя. Обе петарды сработали — это было слышно и по звуку, и видно так. Термоклей заглушки оплавился и остатки двигателя прилипли к корпусу ракеты. Все эти неприятности удалось позднее устранить.
Вот так, с помощью резьбовой шпильки, удалось вытащить из корпуса остатки защитной трубки двигателя.
Итог. Полет состоялся. Работу ротора увидеть не удалось. Причина — слабые шарниры крепления лопастей к корпусу ракеты. Варианты исправления — сделать их помощнее, либо использовать единую «проволочную ось», охватывающую единым куском все лопасти по кольцу.
Файлы:
- STL файл «зацепов» (это то, что полетело) RailConn
- STL файл «зацепов» под винт М5 RailConnM5