Можно ли упростить движок (РП-23А, старт 5)

Иногда требуется запустить ракету не на рекордную высоту, а просто, что бы проверить оборудование или порадовать глаз зрителей. Для этого хочется сделать несложный «быстрый» двигатель.

Наиболее подходящий вариант — безсопловик. Просто, быстро, но… не слишком гарантированно надежно. Укладка карамели в длинную трубу как правило вызывает затруднения. Более того, велика вероятность наличия пустот в таком большом едином объеме.

Решил поискать иные варианты исполнения двигателя. Взгляд пал на дюралевые трубы и использованные картриджи от лазерных принтеров (там в фотобарабане стоит хорошая трубка). Идея проста: набиваем трубу карамельными шашками, заглушаем концы трубы эпоксидкой, с одной стороны оставляем дырку — сопло.

Такие варианты исполнения уже летали ранее, но всегда «что-то мешало» и запуск завершался довольно грустно.


Итак: берем трубу из картриджа.
IMG-20210926-125302

У нее внутренний диаметр примерно 22мм. Беру ПВХ трубу 20мм и мотаю на нее лист бумаги. Затем получившуюся бумажную трубку режем на «шашки».

IMG-20210926-125236 IMG-20210926-125239

Схема двигателя получается такойIMG-20210926-125308

Четыре полные шашки по 36мм и две полу-шашки с бронированным одним концом — одна глухая (в голове, как бы стопин), вторая — в сопловой части (к ней клеим «широкую» шайбу М6 в качестве критики сопла).

Мастерим оснастку и заливаем карамель. В относительно короткие шашки сделать это легко. В качестве формующего канал стержня — винты М5 с «Обмоткой» из коктейльной трубочки и скотча.

IMG-20211001-214130 IMG-20211001-214137
IMG-20211001-214158 IMG-20211001-214205

Получились вот такие шашки, которые хорошо идут в трубку картриджа.
IMG-20211002-175514

Общая масса карамели примерно 110 грамм.

Укладываем шашки (предварительно насаживаем их на спицы, чтоб был сквозной канал — мало ли, вдруг несоосность)

IMG-20211002-180050 IMG-20211002-183948

Плотно сжимаем и скрепляем бумажным строительным скотчем.
IMG-20211002-184249

Двигатель решил делать с вышибным зарядом, поэтому в глухой полу-шашке сделаны отверстия для фитиля петард. Сами петарды приклеены к полу-шашке термоклеем. Снизу в полу-шашке с каналом видна шайба от будущего сопла.
IMG-20211002-184253

По большому счету надо полученную «колбаску» обернуть листом (а лучше несколькими) бумаги. Это будет теплозащитой. Но «колбаска довольно плотно даже в таком виде входит в трубу от картриджа. Пришлось ограничиться строительным скотчем в качестве теплозащиты.

Формируем заглушку двигателя. Сначала промазываем торец шашки и стенки трубы силиконовым герметиком, затем закладываем «эпоксидный пластилин» холодной сварки. И ставим саморезы для большей надежности крепления заглушки в трубе.
IMG-20211002-192714

Минут через десять, когда холодная сварка немного схватится, займемся сопловой частью двигателя. Сначала также герметиком промажем «щели». В шайбу сопловой полу-шашки вставляем шариковую ручку (нам нужна конусообразная форма ее корпуса) и закладываем пластилин холодной сварки.IMG-20211002-200734

Примерно через 5 минут, когда холодная сварка немного схватится, слегка вращая ручку, можно ее вынуть. Получится «вполне себе сопло».
IMG-20211002-203241

Его также укрепляем в трубе саморезами.
IMG-20211002-203245

Общая схема получившегося двигателя.
IMG-20211002-214135

Теоретические параметры двигателя


После неудачи в четвертом запуске РП-23А, стало ясно, что радиомаяк не работает. Пришлось заняться его ремонтом.

IMG-20210929-213904 IMG-20210929-213912
IMG-20210929-213916 IMG-20210929-213924

На фото — это я достал застывший герметик из ПВХ трубы. Расковырял плату модуля радиопередатчика и подключил антенну прямо к выходному каскаду, минуя последовательный колебательный контур (конденсатор которого был срезан). По уровню сигнала — стало на порядок «громче». Залил всю конструкцию герметиком «по новой».


В итоге, после сборки масса РП-23А увеличилась на 60 грамм и составила 580 грамм (это за счет двигателя).

IMG-20211003-112824

Естественно, сместился к «заду» центр тяжести. Не на много… Запас устойчивости сократился до одного калибра.

В головной части осталось все по прежнему: увесистый болт, камера SQ8 и радиомаяк 433 МГц.

В теории, такая ракета с таким мотором может взлететь в район километра.


3 октября 2021 года. По утрам довольно холодно (+6). Пока не потеплело — пошел в поле запускать…
IMG-20211003-112829

На этом фото видно «дырочку» для камеры. Смотрит она «в горизонт».
IMG-20211003-112834

Такое вот спокойствие было перед стартом (потом можно сравнить с кадрами «дымного побоища»).
IMG-20211003-113056

Видеозапись пятого запуска РП-23А

Подробные кадры с камеры, расположенной около/под ракетой на месте старта.

rp23-5-x1 rp23-5-x2 rp23-5-x3
rp23-5-x4 rp23-5-x5 rp23-5-x6
rp23-5-x7 rp23-5-x8 rp23-5-x9
rp23-5-x10 rp23-5-x11 rp23-5-x12

Кадры старта ракеты с камеры телефона в моих руках

rp23-5-1 rp23-5-2
rp23-5-3 rp23-5-4
rp23-5-5 rp23-5-6
rp23-5-7 rp23-5-8
rp23-5-9 rp23-5-10
rp23-5-11 rp23-5-12
rp23-5-13 rp23-5-14
rp23-5-15 rp23-5-16

Довольно эффектно…
Видно, что авария с двигателем произошла еще до схода ракеты с рельса.
Сработали петарды, отстрелилась головная часть. В это время внутри корпуса «бушевал пожар», поэтому перегорел фал и деформировалась юбка головной части. К тому же пострадал парашют.

От избыточного давления разорвало двигатель. Его верхняя часть ударила упор в ракете и подбросила ее довольно высоко. Сам двигатель выпрыгнул из ракеты снизу и продолжил самостоятельный полет, разбрасывая по дороге топливо.


Все составные части ракеты разлетелись довольно компактно.

IMG-20211003-113234 IMG-20211003-113246
IMG-20211003-113252 IMG-20211003-113256
IMG-20211003-113417 IMG-20211003-113311

Итог: двигатель не выдержал давления. Хотя в расчете оно не такое уж и большое (2,3МПа), но корпус его не перенес…

По фото видно, что основная температура была в месте соединения «глухой полу-шашки и верхней рабочей шашки. В этом месте и произошел разрыв трубы. Скорей всего, сказалась неверная дозировка компонент карамели. В верхней части двигателя оказались шашки с увеличенным процентным содержанием селитры (так уж вышло при замесе). Скорей всего твердые части продуктов сгорания закупорили канал (видно, что нижняя часть двигателя менее нагрета), что и привело к повышенному давлению при высокой температуре.
IMG-20211003-113421


Несколько кадров с борта ракеты (даже меня видно).

rp23-5-s1 rp23-5-s2
rp23-5-s3 rp23-5-s4
rp23-5-s5 rp23-5-s6