День Радио отметил повторным запуском РП-22.
РП-22 — это небольшая (40мм диаметром) ракета, собранная для проверки возможности торможения на этапе спуска не парашютом, а работающим двигателем (вторым). Первая попытка запуска ракеты оказалась неудачной (уж слишком маленький двигатель не смог поднять ракету на «вменяемую высоту»).
Для второго запуска ракета не претерпела изменений, но основной двигатель был заменен на более мощный. БРДП20-160 — бессопловый двигатель с карамельным топливом.
Топливо залито в ПП трубу PN-10 внешним диаметром 25 мм. Диаметр по топливу 20 мм. Длина двигателя 180 мм, длина канала 160 мм. Масса топлива 97 грамм. Предполагался подъем ракеты примерно на 300-350 метров.
Новшеством в данном полете были «заглушки» из «сантехнического эпоксидного пластилина» — небольшой (50 г) наборчик двухкомпонентного «пластилина». Разминаем его, делаем нужную форму (в моем случае обмазаны торцы труб двигателей), ждем полчаса — форма становится «каменной». Такую обмазку применил для обоих двигателей, чтобы обезопасить оборудование от возможного прогара моторов.
Тормозной двигатель — такой же как в первом запуске, из гильзы 12 калибра.
Помещен в защитную трубу PN10 длиной 10 см.
Размеры РП22 остались прежними, но, из-за более тяжелого двигателя, центр тяжести сместился к хвосту (на рисунке вместо 380 мм — стало 385 мм). Устойчивость несколько упала (1,7D), но осталась на довольно высоком уровне. Масса ракеты увеличилась и составила 486 грамм.
Программа контроллера оставлена без изменений: включение двигателя торможения после апогея, при снижении на 10 метров.
7 мая 2021 года. «День Радио»! Отличная погода. Надо сказать, что все майские праздники дул довольно сильный ветер. Запуск провел уже вечером, когда ветер немного затих.
Видео полета (краткое — сам запуск)
Видео полное — тут и подготовка, и запуск, и итог
В качестве запала использована обычная нихромовая проволочка. Запуск прошел нормально. Ракета очень устойчиво пошла вертикально (не смотря на ветер) вверх. Неожиданно поднялась очень высоко — на пределе видимости.
Было видно начало падания. Отлично видно как включился тормозной мотор и ракета почти остановилась (по дымному следу на видео хорошо заметно).
Однако торможение прошло на очень большой высоте (300 метров) и после остановки ракета снова устремилась вниз и на большой скорости (200 км/час) вошла в довольно мягкую и влажную землю.
Погружение в грунт составило примерно 20 см. Но ракета осталась совершенно неповрежденной внешне. Внутри согнулись опорные винты (упор двигателя, крепление корпуса электроники).
ПВХ корпус электроники сильно разрушился, но плата и аккумуляторы остались целыми.
Корпус двигателя и стабилизаторы — на месте
Уже дома, после разборки ракеты, Ардуино нормально включился. Успешно удалось считать данные о высоте полета. На графике — синим — высота в метрах, оранжевым — скорость (по данным о высоте) в км/час.
Итог: необходимо более серьезно отнестись к ПО контроллера и разработать иной алгоритм работы (момента включения тормозного двигателя).
Моделирование различных вариантов алгоритма показало невозможность реализации «мягкой посадки» на тормозном двигателе. Точнее, в теории это возможно, но для конкретных рассчитанных параметров каждого конкретного случая.