Как неудачно слетала новая РП-22 (№1)

Проверка как тормозится ракета двигателем проводилась на РП-22…

В снежный и (в этом году) холодный зимний период пришлось «повременить» с запусками до тепла… Вместе с тем появилась мысль сделать что-то не стандартное в запуске ракеты. Таковым стал «тормозной двигатель».

Идея не нова — с давних времен спускаемые аппараты используют пиротехнические методы при торможении при приземлении. А тут и Илон Маск научился успешно приземлять первую ступень.

Построить полноценную систему мягкой посадки — задача не выполнимая 🙂

Поэтому был выбран примитивный вариант: просто включить двигатель «в противоход» на этапе падения ракеты.

Для этого вполне могла подойти «забавная» РП-18, но места в ней было «впритык», поэтому решил сделать новую РП-22 в калибре 40 мм (канализационная труба).IMG-20210312-174411

Двигатели спереди и сзади — одинаковые — самые маленькие из летавших — РДПГ20-50

IMG-20210312-152728

Для первого полета был выбран обычный алгоритм: на спуске (примерно через 10 метров от апогея) подаем сигнал включения — но не на вышибной заряд ССР, а на игнитор тормозного двигателя.

Контроллер стандартный: Arduino Pro mini + BMP280. В дополнение к ним силовой ключ, контроль исправности нити зажигания и индикатор-пищалка.
IMG-20210312-163203

Игнитор (запал) — обычная нихромовая проволочка (примерно 0,8 Ом) обмазанная карамелью.
IMG-20210312-163210

Питание — от литиевого аккумулятора (очень удачно, в подарок, мне достались б/у (8 лет) АКБ от iPhone — 1560 mA*час). Поставил два (они очень хорошо вписались в 40 мм трубу): один для контроллера, второй — на зажигание нити игнитора.
IMG-20210312-163214

Для включения системы подошел сдвоенный выключатель от БП компьютера.

IMG-20210312-171834

Тормозящий двигатель устанавливается в головной части ракеты над отсеком контроллера.

IMG-20210312-174428

Прикрывается мотор одноразовым обтекателем (бумажный конус, склеенный конторским клеем)
IMG-20210312-174432

Получается вполне себе смотрибельная ракета 🙂

IMG-20210312-174417

Параметры ракеты:

Масса ракеты с двигателями составила 420 грамм.


27 марта 2021 года. Ясный, уже теплый, день. Снег глубокий и рыхлый — передвигаться можно только по дороге.

IMG-20210327-160757
Предстартовое фото снизу (видно двигатель и его крепление)
IMG-20210327-160804

Видеозапись подготовки и запуска.

Что произошло

Хоть я и назвал запуск «провальным», на самом деле все прошло так как и должно было быть…

Ракета хорошо (с учетом очень маленького для такой ракеты двигателя) стартанула… Хотя устойчивость в теории достаточная, однако ракета пошла не против ветра, а по нему… По расчетам высота полета ожидалась в район 50 метров, однако реальность оказалась суровей (забегая вперед, всего 25 метров).

Двигатель отработал… На снегу осталось металлическое сопло от гильзы, потому, может быть и полет оказался ниже расчетного. Ракета развернулась к земле и носом вошла в снег не так уж и далеко от старта.

IMG-20210327-161341

Выключил камеру… как раз в этот момент включился тормозной двигатель. Ракета хвостом вверх вновь взмыла в небо. Однако мягкое крепление тормозного движка не удержало его и он отправился в самостоятельный полет. Ракета снова воткнулась в снег…

Так выглядит место установки тормозного двигателя (слегка пожелтела верхняя крышка блока контроллера). Сам двигатель с трубой крепления — улетел.
IMG-20210327-162547

А это вид на хвост слетавшей ракеты — удивительно, что нет закопчения. Отсутствует «сопло» (на фото выше его на снегу видно). Сама гильза двигателя сильно утоплена в трубе крепления — видимо при ударе о землю — съехала.
IMG-20210327-162552

Еще раз — верхняя часть ракеты. «Юбочка» от обтекателя и провода «запала» тормозного двигателя.
IMG-20210327-162556


Данные о полете

Данные о высоте, считанные с контроллера. Видно сам полет (25 м) и «взлет из сугроба» после приземления (примерно на 5 м).

О скорости… данные о скорости, по сведениям от барометра. Очень низкая скорость полета — потому ракету и «мотнуло».

Итоги: надо запускать ракету повыше и повысить ее устойчивость. Будем пробовать с более мощным движком.